24 января 2021 15:41

24 января 2021 15:41

Максимум от возможного

Повысить маршрутную скорость позволили внутренние ресурсы

18–19 декабря на Южно-Уральской дороге проведён транзитный контейнерный поезд по участку Карталы – Кинель до сдачи на Куйбышевскую дорогу с рекордной маршрутной скоростью 1573,7 километра в сутки.
На Южно-Уральской дороге решили проверить ресурсы инфраструктуры и способности железнодорожников работать в условиях ускоренного грузового контейнерного движения, возможности людей и техники и посвятить это Дню высоких скоростей, который отмечался в ОАО «РЖД» 17 декабря.

По маршруту Карталы – Оренбург – Кинель южноуральцы отправили контейнерный поезд длиной в 62 условных вагона. Станция Карталы Южно-Уральской дороги – первая на маршруте следования контейнерных поездов Китай – Европа по территории Российской Федерации, и она является межгосударственной передаточной станцией между АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) и ОАО «Российские железные дороги».

Объём перевозок, поступающих на станцию Карталы со стороны Казахстана из Китая и отправляемых на запад, возрастает. Так, в среднем со станции уходит пять поездов в сутки.

Для проведения экспериментального контейнерного поезда было разработано расписание, которое предусматривало маршрутную скорость на участке Карталы – Оренбург – Кинель расстоянием 977 км не менее 1450 км/сут. Для сравнения: в настоящее время при ускоренном режиме движения средняя маршрутная скорость таких поездов по Южно-Уральской железной дороге составляет 1422,8 километра в сутки.

Повышение маршрутных скоростей поездов на ЮУЖД – одна из приоритетных задач железной дороги. За период с 2001 по 2020 год она увеличилась в 2,5 раза. При этом железнодорожники использовали только внутренние резервы, искали новые подходы, занимались улучшением технологических процессов: пересматривали и ускоряли графиковые нитки, формировали специальное расписание для контейнерных поездов, удлиняли плечи обслуживания, оптимизировали простои на станциях. Работа выполнялась в том числе в рамках программы Правительства Российской Федерации «Транссиб за семь суток».

На станции Карталы (РЖД) по прибытии со станции Тобол (КТЖ) поезду № 1145 с 20-футовыми контейнерами был проведён весь цикл технологической обработки с пограничным и коммерческим осмотром, обработкой поездных документов. Произведена смена казахстанской локомотивной бригады. На смену ей заступили опытный машинист первого класса эксплуатационного локомотивного депо Карталы Южно-Уральской дирекции тяги Олег Грибанов и помощник машиниста Виктор Максименко. Поездку сопровождал машинист-инструктор Михаил Тереханов. По электрифицированному участку бригада довела ускоренный поезд до станции Оренбург. Затем он отправился на станцию Кинель Куйбышевской дороги. Сдача его по этому стыковому пункту предполагалась 19 декабря в 4 часа 35 минут с общим временем в пути следования 15 часов 35 минут. Но поезд прибыл на станцию Кинель в 3 часа 52 минуты, опередив расписание.

– На станцию Оренбург мы уже пришли с опережением в один час, – рассказывает машинист Олег Грибанов. – Шли с использованием всех мощностей локомотива и максимально установленной скоростью движения. Конечно, непросто идти с такой скоростью, но вполне возможно. Думаю, локомотивщики будут с удовольствием работать в таком режиме: ездить по длинным плечам интересно как с точки зрения оплаты труда, так и последующего отдыха.

Маршрутная скорость на участке Карталы – Оренбург составила рекордную цифру 1636 км/сут.

Железнодорожники ЮУЖД могли бы показать ещё более высокий результат, если бы не одно но: в Оренбурге происходит смена тяги с электрической на тепловозную. От Оренбурга до станции Кинель – 370 километров. На данном участке поезд шёл с ограничениями по скорости. Тем не менее, как отмечает машинист эксплуатационного локомотивного депо Оренбург Сергей Турукало, который управлял тепловозом 2ТЭ-25КМ, бригада привела поезд на 20 минут раньше графика.

– Дорога использует на этом участке с тепловозной тягой современные локомотивы грузовых серий. Маршрутная скорость на участке Оренбург – Кинель составила 1483,3 км/сут. Это снижение, обусловленное состоянием инфраструктуры в хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки, не позволяет длинным грузовым поездам идти со скоростью более 80 километров в час.

Вместе с тем для снятия существующих барьерных мест для пропуска контейнерных поездов с маршрутной скоростью 1500 км/сут и более на постоянной основе на Южно-Уральской железной дороге предлагается внедрение цифровых технологий на обработку документов.

– Необходимо организовать передачу с АО «НК «КТЖ» на ОАО «РЖД» данных в объёме накладной на транзитные контейнерные отправки в электронном виде. Также необходимо организовать переход на автоматическое формирование в информационных системах натурного листа поезда и поездной передаточной ведомости на пограничных станциях, разработать методику о проследовании контейнерных поездов, – считает начальник Южно-Уральской службы управления движением Павел Коваленко.

На ЮУЖД предлагают в целях дальнейшего совершенствования технологии пропуска контейнерных поездов рассмотреть возможность увеличения гарантийных участков безопасного проследования контейнерных поездов. Беспрепятственному пропуску поездов может способствовать и реконструкция парка приёма и отправления на станции Карталы.

По словам начальника ЮУЖД Анатолия Храмцова, эксперимент показал, что маршрутную скорость контейнерных поездов можно существенно увеличить. Но для достижения стабильного результата необходима модернизация текущего состояния инфраструктуры, которая помогла бы доставлять грузы из Китая в Европу быстрее.  

– Это позволит нам работать с клиентами более оперативно и эффективно. Однако в настоящее время маршрутная скорость в 1573,7 километра – предельная для ЮУЖД на этом участке. Но мы можем больше. Для увеличения количества пропуска контейнерных поездов, повышения их скорости нам необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности электрификации участка Оренбург– Кинель, – подчеркнул руководитель магистрали. 
Евгения Мусихина