01 марта 2021 13:00

01 марта 2021 13:00

фото: Анатолий Шулепов

Курс – на автоматизацию

Новые технологии, внедряемые на Южно-Уральской дороге, соответствуют общесетевым тенденциям

В ходе технико-технологического совета, который состоялся 18 ноября под председательством главного инженера ЮУЖД, железнодорожники рассмотрели вопросы внедрения безлюдных технологий в подразделениях полигона магистрали.
Как подчеркнул главный инженер Южно-Уральской дороги Валерий Яковлев, организация безлюдного производства приведёт к минимизации ошибок персонала, стандартизации производственных процессов, улучшению культуры производства. Всё это будет способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности производственной деятельности.

Как отмечают специалисты, концепция безлюдной технологии предполагает, что в течение определённого интервала времени человек должен быть максимально освобождён от подготовки, планирования и управления производством, от загрузочно-разгрузочных операций, от транспортирования заготовок, от функций наблюдения, обслуживания, управления и контроля работы оборудования. Автоматизация и робототехника сейчас играют ведущую роль в интенсификации экономики, повышении эффективности производства наряду с использованием передовых технологических процессов и технологического оборудования. Они неизбежно приведут к тому, что какие-то профессии исчезнут, а спрос на другие вырастет. 

В России наиболее развитые в вопросах автоматизации и роботизации – это авиастроительные, судостроительные, автомобиле- и двигателестроительные производства. Активную работу в этом направлении ведёт и железнодорожная отрасль. Так, разрабатываются беспилотные локомотивы, внедряются автоматизированные системы, управляющие производственными процессами на крупных станциях, системы диагностики состояния объектов инфраструктуры и многое другое.

О том, как вписывается в этот тренд Южно-Уральская дорога, что уже сделано и какие безлюдные технологии планируется внедрить в хозяйствах на полигоне магистрали, рассказали руководители функциональных дирекций.

Как отметил главный инженер Южно-Уральской дирекции управления движением Алексей Пятидверный, процесс внедрения безлюдных технологий до 2030 года включает в себя проект создания на станциях Челябинск-Главный (нечётная система), Оренбург, Орск, Карталы, Бердяуш и Магнитогорск-Грузовой цифровых сортировочных комплексов. В проекте – комплексная система автоматизированного управления горочными процессами, автоматизированные средства заграждения и закрепления вагонов на сортировочных путях, система контроля и подготовки информации о перемещениях вагонов и локомотивов на станции, интерактивный горочный пульт управления, автоматизированные средства закрепления подвижного состава на приёмо-отправочных путях. Для ряда других станций предусматривается строительство электрической централизации. На станции Челябинск-Главный уже несколько лет реализуются проекты по совершенствованию технологии работы в рамках «Цифровой железнодорожной станции». К примеру, внедрён автоматизированный процесс роспуска составов на сортировочной горке. Он сокращает время роспуска составов, высвобождает штат горочных работников, повышает уровень безопасности движения. Автоматизированные системы заграждения путей исключили ручной труд составителя при закреплении и раскреплении вагонов. Современный пульт управления, установленный у дежурного на горке, позволил уменьшить штат работников на посту. Исключён ручной труд оператора при вводе данных в автоматизированные системы управления. Разрабатываются системы автоматизированного закрепления поездов. Автоматизация процесса коммерческого осмотра вагонов в парках приёма высвобождает штат приёмщиков поездов и в то же время сокращает время процесса осмотра составов. Опробована технология беспилотного управления маневровым тепловозом. Проведены основные технологические операции, проверены функции управления локомотивом в режиме «без участия машиниста». 

Исполняющий обязанности начальника Южно-Уральской дирекции тяги Илья Киселёв представил системы дистанционного управления локомотивом при маневровой работе. 

– На станции Челябинск-Главный внедряется система автоматического управления горочным локомотивом ТЭМ7А и система дистанционного управления маневровым локомотивом. Маневровая автоматическая локомотивная сигнализация (МАЛС) обеспечит выполнение цикла операций по маневровым передвижениям с использованием локомотива без участия машиниста, – отметил он.

Активно внедряет безлюдные технологии Челябинская дирекция связи. Как один из примеров главный инженер дирекции Сергей Кузнецов отметил LPWAN – технологию «Интернет вещей». Преимущества этой беспроводной технологии – в большой дальности передачи сигналов, низком энергопотреблении конечных устройств, высокой проникающей способности радиосигнала и высокой масштабируемости сети. В дирекции реализован проект «Система контроля доступа с Face ID», который позволяет с высокой точностью распознавать биометрические данные человека. Терминал распознавания лиц встроен в систему контроля доступа на вход и выход в здание Челябинской дирекции связи. В проекте – создание единого централизованного сервера для прохода на разные объекты связи. Ещё одна перспектива – «Интеллектуальная связевая». Внедрение нового программно-аппаратного комплекса позволит удалённо управлять автоматическими выключателями, а также отслеживать статус его состояния, оперативно оповещать диспетчерский пункт о нештатной ситуации с автоматическим выключателем.

Начальник службы автоматики и телемеханики Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Юрий Шевяков сообщил о применяемом инновационном оборудовании для повышения надёжности работы рельсовых цепей, а также новых электроприводов СП-6МГ, которые минимизируют возможности несанкционированного вмешательства, повышают эксплуатационную надёжность оборудования, снижают трудоёмкость технического обслуживания. В дирекции автоматизировано формирование годовых и четырёхнедельных планов-графиков технического обслуживания на основе нормативных планов. Человеческий фактор при формировании графика теперь исключён.

В вагонном хозяйстве определены общие тенденции развития безлюдных технологий, в частности оснащение подвижного состава уникальными радиочастотными идентификаторами RFID с возможностью удалённого считывания. Они позволят автоматически идентифицировать вагоны и узлы, обеспечат прозрачную учётную систему деталей вагонов на основе распределённого реестра, будут способствовать совершенствованию технологии осмотра и подготовки грузовых вагонов. В конечном итоге это снизит стоимость их жизненного цикла, время нахождения в ремонте и в целом повысит надёжность. На сегодняшний день на станции Челябинск-Главный внедряется система ППСС (поста автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава), автономные устройства регистрации пневматических и динамических процессов в грузовом поезде. Обслуживать вагоны помогает автоматизированная система диагностики грузовых составов с комплексом сбора и передачи диагностической информации «АСДТ-Радио 6-3К» тормозов и система автоматического отпуска автотормозов.

Как подчеркнул главный инженер службы вагонного хозяйства Вячеслав Сыпалов, в перспективе до 2023 года запланировано внедрение поста автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава на станции Челябинск-Главный и на подходах Потанино – Козырево, Бижеляк – Аргаяш, Баландино – Пост 132 км. В 2022 году ППСС должна быть внедрена на станции Каргала, а на станции Магнитогорск – система автоматизированного визуального контроля основных технических характеристик подвижного состава «Техновизор». В 2023 году ею предполагается оснастить станцию Карталы.

Проекты безлюдных технологий разрабатываются и в других дирекциях.

Участники техсовета отметили, что технологии, внедряемые на Южно-Уральской дороге, соответствуют общесетевым тенденциям и направлениям. 
Евгения Мусихина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30