27 ноября 2020 08:02

27 ноября 2020 08:02

фото: Анатолий Шулепов

Счастливый номер

Фирменному поезду «Южный Урал» (№ 13-14) сообщением Челябинск – Москва – Челябинск исполнилось 55 лет

Сегодня вечером, 20 ноября, от перрона вокзала Челябинск под торжественный марш духового оркестра в очередную поездку отправится фирменный поезд «Южный Урал».
Наверное, каждый житель Челябинска хотя бы раз, но обязательно путешествовал на нём. Знаменитый «тринадчик», так называют «Южный Урал» и пассажиры, и железнодорожники, был и остаётся у всех неизменно любимым. Для ЮУЖД – это гордость и лицо магистрали, для пассажиров – самый комфортный поезд. Высокий уровень обслуживания, стремление к нововведениям и экспериментам обеспечили ему добрую славу. И даже сегодня, при достаточно жёсткой конкуренции, он держит высокую планку не только в Уральском филиале Федеральной пассажирской компании, но и на сети. 

– Сейчас особенно важно эффективное обучение персонала сервисному обслуживанию. Для этого у нас есть прекрасно оборудованный технический кабинет, высококвалифицированные инструкторы, лучшие бизнес-тренеры Челябинска и Екатеринбурга, которые оказывают профессиональную помощь поездным бригадам, – рассказывает заместитель начальника резерва проводников пассажирского вагонного депо Челябинск Оксана Маргель. – Очень много всевозможных курсов, в том числе и дистанционных. И не только технических. На одних можно повысить интеллектуальный уровень, на других – всерьёз заняться иностранным языком, на третьих – обучиться искусству макияжа. Кстати, для проводников, особенно в фирменном поезде, быть ухоженным очень важно. Тем самым формируется не только имидж поезда, но и всей Федеральной пассажирской компании. Наши проводники – это почти стюардессы и стюарды, и мы к этому стремимся.

Летом нынешнего года проведены опытные поездки, которые назывались «Прогрессивная норма обслуживания». За этим сухим названием была очень интересная идея – сосредоточить внимание проводников только на обслуживании пассажиров, избавив их от технической работы. Для этого в состав поездной бригады включили мойщиков и уборщиков. Так что не за горами то время, когда персонал фирменного поезда будет обслуживать пассажиров в белых перчатках.

Требования к кадрам «Южного Урала» очень высокие: имеют значение и внешность, и возраст. Но главное – опыт и профессиональная подготовка. Сейчас фирменный поезд обслуживают восемь бригад, пять из которых – бригады образцового порядка, имеющие «паспорт доверия» – наивысшую оценку работы. Их лозунг – «Один поезд – одна 
команда».

Этот состав был сформирован в 1965 году по инициативе работников дороги и коллектива резерва проводников. Поначалу внимание было сосредоточено только на технической стороне – в состав включили вагоны с электрическим отоплением. Это уже было прогрессом. Спустя пять лет решили подойти к делу по-другому. «Фирменному поезду – фирменное обслуживание», – справедливо решили в резерве. Начали с чистого листа. Из выпускников железнодорожного училища в марте 1970 года сформировали комсомольско-молодёжную бригаду. Механиком – бригадиром поезда назначили неутомимого энтузиаста Виктора Андреевича Иванова, участника Великой Отечественной войны. Он работал в поездах дальнего следования проводником. Тогда и задумался о престиже этой профессии, потому что видел неуважение к их нелёгкому труду. Решил изменить представление о проводниках силами одного коллектива. 

Бригада Виктора Андреевича начала с того, что выработала свой собственный кодекс, согласно которому все специалисты обязались нести профессиональную ответственность за настроение и самочувствие пассажиров, за чистоту вагонов и внедрение новых форм работы. А что такое новые формы работы? Вот один из таких примеров. За чистотой в вагонах поезда стали следить специальные «тройки». Два-три раза за рейс они обходили состав поезда, ставили оценки за чистоту вагонов, посуды. А потом подводили итоги. Победителей премировали. Материальная сторона подстёгивала, хотелось работать ещё лучше. Конечно, всякое было: и трудности, и неудачи. Но по крупицам копился опыт, рос авторитет бригады, появились новые формы обслуживания. Договорились работать абсолютно честно, без «левых» пассажиров, чтобы ревизоры не смогли сделать ни единого замечания. Ещё одним условием было не допустить ни единой жалобы от пассажиров.

Был организован детский уголок, справочное бюро, бытовой уголок. Через проводников можно было дать телеграмму, заказать такси, забронировать номер в гостинице. Пассажирам предлагались шашки, шахматы. Впервые в Советском Союзе был открыт передвижной газетный киоск. В купе на столиках, покрытых белоснежной салфеткой, раскладывались печенье, вафли, сахар в вазочке. Тогда, в 1972 году, такие услуги казались невероятными. Был организован народный контроль и народная дружина. В свободное время члены бригады проходили по составу и проверяли порядок в вагонах. У поезда была традиция: когда он отправлялся с вокзала Челябинск, в динамиках всех купе звучал марш «Прощание славянки». 

Во время поездки всегда подтянутый, в форменной одежде, Виктор Андреевич несколько раз в день проходил состав и с улыбкой задавал пассажирам неизменный вопрос: «Как едется?». Отвечал на вопросы, решал возникшие проблемы.

На фоне обычных поездов «Южный Урал» казался совершенно невероятным. Опыт работы бригады Иванова представили в Москву на Выставку достижений народного хозяйства в павильон «Транспорт СССР». Профорг бригады Светлана Попкова была награждена дипломом и знаком лауреата смотра научно-технического творчества молодёжи. Бригада стала победителем соревнования за создание комсомольского маршрута первого года девятой пятилетки, ей присвоили звание «Бригада коммунистического труда».

В 1974 году поезд «Южный Урал» сформировали из новых комфортабельных вагонов с комбинированным отоплением. Они были нарядными снаружи, а внутри – со светлым пластиком, ковровыми дорожками. Специально для «тринадчика» заказали льняное постельное бельё, пушистые одеяла и фирменную посуду. Работников бригады стали набирать на конкурсной основе. В том же году проводник Люда Вощикова заняла третье место во Всесоюзном телевизионном конкурсе «А ну-ка, девушки!», который организовал Центральный дворец культуры железнодорожников в Москве. 

С каждым годом поезд завоёвывал всё большую популярность у пассажиров. За пять лет бригада привезла из рейсов свыше 27 тысяч благодарностей. Все поездки проходили только на «хорошо» и «отлично», а девушек-проводниц стали называть «стюардессами стальных магистралей». 

Мечта Иванова сбылась. Пассажиры рассмотрели в нелёгком труде проводников гордость и благородство. Конечно, успеху способствовала и знаменитая «челябинская экипировка», и внедрение радиосвязи с машинистом локомотива, и телефонизация состава, и многое другое. Труд проводников был облегчён созданием экипировочных бригад, которые полностью взяли на себя уборку вагонов и подготовку их к следующему рейсу. До этого проводники всю работу выполняли сами.

Виктору Андреевичу, не скрывая, говорили: «Повезло тебе, что работаешь в Челябинске. Здесь все – от начальника дороги до слесаря – одержимы стремлением сделать «свои» пассажирские поезда самыми лучшими». Об опыте работы бригады Иванова писали не только в советских газетах. Он оказался востребованным и в США, и в Японии. Его бригада долгое время была эталоном качественного обслуживания пассажиров. Такого разнообразия услуг в тот период времени не было ни в одном поезде нашей страны. Без преувеличения можно сказать, что именно наши проводники с «Южного Урала» заложили основы сервиса, который сегодня предлагает компания «Российские железные дороги».

В конце 70-х на передовые позиции стали выходить и другие бригады фирменного поезда – Ивана Степановича Земскова, Валерия Михайловича Буцкого, Александра Григорьевича Шевченко. Начальники «Южного Урала» проводили встречи с выпускниками школ и учащимися ПТУ, брали шефство над учебными группами. Проводники фирменного поезда стали поступать в институты и техникумы.

В 1980 году его бригады обслуживали гостей и участников Олимпиады-80. Одной из лучших стала бригада Виктора Николаевича Рогожина. В апреле 1990 года она также была сформирована из выпускников ПТУ-68. Девиз её – «Комфорт и уют для пассажиров – прежде всего». Эти специалисты были удостоены чести обслуживать поезд международного сообщения и делегатов съезда работников железнодорожного транспорта. В дорожных и сетевых соревнованиях они всегда занимали призовые места. Проводники дружно окончили курсы повышения квалификации, где помимо особенностей вагонного оборудования изучали основы психологии общения, поведенческой этики, искусство макияжа. 

Все члены бригады, а их 30 человек, совершенствовали своё профессиональное мастерство. Четверо них имели высшее образование, девять – окончили техникум.

– Конкурировать очень сложно, потому что непросто сравнивать эталоны. Везде работают профессионалы, – признавался Виктор Николаевич.  
В конце 80-х поезд был единственным составом, который на вокзале провожали в рейс с музыкой. Мелодии были разные. В последние годы это был неофициальный гимн ЮУЖД «Привет, дорога! Привет, родная!».

«Южный Урал» вошёл в энциклопедию Челябинска. Это издание, в котором отражены самые яркие эпизоды из жизни города. В 2003 году он приобрёл новый стиль. Внутренняя часть вагонов напоминала «янтарную шкатулку»: новые шторы, солнечники, занавески из атласа, скатерти, постельное бельё и посуда – всё отливало янтарём. А фирменными цветами стали малахитовый, изумрудный и цвет яшмы – камней Уральских гор. Изменилась форменная одежда проводников.

В 2003-м в поезде появились вагоны экономкласса и места бизнес-класса. В 2004-м все составы поезда были оснащены новыми купейными вагонами, оборудованными модернизированной системой вентиляции и кондиционирования воздуха и окнами с двухкамерными стеклопакетами. В купе проводников появились холодильники и микроволновые печи, охладители воды.

В апреле 2005-го в Самаре проходил смотр-конкурс фирменных поездов, организованный РЖД. «Южный Урал» занял первое место в номинации «Лучшее обслуживание в вагонах повышенной комфортности». А год спустя в Санкт-Петербурге поезд удостоился сразу двух хрустальных призов как лучший фирменный состав.

Каждый год приносил обновление. Менялась окраска, наполнение вагонов. Неизменным оставался только высочайший уровень обслуживания пассажиров.

Эстафету знаменитых бригадиров поездов приняли и держат высокую планку, поднятую предшественниками, нынешние начальники поездов. Бригады Андрея Турсуновича Мадрахимова, Ивана Владимировича Якобчука, Ларисы Викторовны Гридусовой и других работают идеально.

Номер 13 для фирменного поезда стал счастливым. «Южный Урал» продолжает свой путь.
Евгения Мусихина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30