29 ноября 2020 02:31

29 ноября 2020 02:31

фото: Анатолий Шулепов

Теперь точно не укатятся

На станции Челябинск-Главный применили новую технологию закрепления подвижного состава

Новинки под сложным называнием «Балочные заграждающие устройства с дистанционным управлением для сортировочных путей БЗУ-ДУ-СП2К» начали монтировать на чётной системе одной из крупнейших станций сети железных дорог во втором полугодии 2020 года.
По словам специалистов из службы автоматики и телемеханики Южно-Уральской дирекции инфраструктуры, до завершения работ осталось совсем немного. Всего до конца этого года будут смонтированы 64 единицы балочных заграждающих устройств с устройствами фиксации прохождения осей типа УФПО-21. Последних насчитывается 96. По словам начальника технического отдела службы Сергея Кузнецова, потребность в новинках назрела давно, а с наступлением века цифровизации железной дороги технология буквально напрашивалась сама.

– На абсолютном большинстве сортировочных станций сети закрепление формирующихся поездов происходит при помощи небольших металлических устройств – башмаков, – говорит Сергей Аркадьевич. – Это делается для того, чтобы состав не начал произвольно двигаться и не уехал в горловину станции. А это, по сути, чрезвычайное происшествие. Закреплением занимаются специальные люди – составители или, в народе, «башмачники».

По словам нашего собеседника, на сети в разные годы фиксировались случаи самовольного ухода составов. И ключевую роль здесь играл так называемый человеческий фактор: безответственные работники могут просто не положить необходимое количество башмаков. Конструкторы новинки подчёркивают: с этой точки зрения новая техника надёжнее.

– Существующая сегодня на станции Челябинск-Главный современная система роспуска КСАУ СП способна работать в автоматическом режиме практически без вмешательства человека, – объясняет Сергей Кузнецов. – Балочные заграждающие устройства с дистанционным управлением будут отличным дополнением процесса.

Однако Челябинск-Главный не стал первой станцией на Южно-Уральской железной дороге, где применили данную технологию. Заводские испытания разработки акционерного общества «Трансмаш» стартовали несколько лет назад на станции Бердяуш. Южноуральским железнодорожникам необходимо было проверить, как поведёт себя новинка на полигоне ЮУЖД. В службе автоматики и телемеханики отмечают, что поначалу вопросов к изготовителю возникало немало. Тем не менее представители разработчика тесно работали с железнодорожниками, поэтому в процессе опытной эксплуатации все непростые моменты удалось снять. И когда встал вопрос о дальнейшем применении технологии на крупной сортировочной станции, представители стальных магистралей ответили утвердительно.

– Как я уже говорил, устройство предназначено для остановки и закрепления вагонов и отцепов, а также для предупреждения их несанкционированного выхода за пределы сортировочного парка или приёмо-отправочных путей, – говорит начальник технического отдела. – Оно имеет два положения – заторможенное и отторможенное. В первом тормозные балки с тормозными шинами приближены к рельсам на расстояние, которое обеспечивает фрикционное воздействие на колёса подвижного состава изнутри колеи. Во втором балки и шины отведены от рельсов на расстояние, которое позволяет пропустить подвижной состав, включая маневровые локомотивы, без силового воздействия на колесо. Для перевода устройства в заторможенное положение подаётся электрический сигнал на электрогидравлический привод. Тот, в свою очередь, переводит тормозные модули, связанные рабочей тягой, в заторможенное положение. Обратный процесс осуществляется аналогично подачей электрического сигнала на электрогидравлический привод. При этом тормозные модули перемещаются внутрь колеи. При отсутствии электрического сигнала перевод устройства в заторможенное положение и обратно осуществляется аварийным ручным насосом.

Есть и собственная система страховки. Так, если устройство по какой-то причине не сработает, оператор тут же увидит показания соответствующего индикатора на панели и не даст команду на роспуск подвижного состава. После к неисправному агрегату будет направлен обслуживающий персонал.

По дальнейшей установке данных агрегатов на полигоне дороги в службе автоматики и телемеханики пока чётких планов нет, сначала нужно реализовать данный проект. Вполне вероятно, что следующим шагом станет нечётная система станции Челябинск-Главный. Что касается остальных сортировочных станций полигона дороги, то, по словам специалистов, в первую очередь новыми устройствами железнодорожники будут оснащать крупные сортировочные станции, оборудованные системой автоматизации.

– Мы уверены, что применение данной технологии, во-первых, ускорит процесс сортировки, во-вторых, сделает его более безопасным, – констатирует наш собеседник. – Быть может, на первом этапе ещё останутся сотрудники для подстраховки, ну а затем можно будет полностью отказаться от людей в данном вопросе. Это решение позволит вывести работников из опасной зоны.
Александр Кичигин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30