24 ноября 2020 20:22

24 ноября 2020 20:22

фото: Анатолий Шулепов

Полигон новых технологий

Станция Челябинск-Главный практически достигла показателя переработки в девять тысяч вагонов в сутки

Правление ОАО «РЖД», Президиум ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей подвели итоги соревнования трудовых коллективов за третий квартал 2020 года. Среди структурных подразделений функциональных филиалов первое место присуждено станции Челябинск-Главный Южно-Уральской дирекции управления движением.
Это одна из крупнейших станций на сети дорог России. Две сортировочные системы перерабатывают до девяти тысяч вагонов в сутки. Пассажирская система ежесуточно обеспечивает приём и отправление 75 пассажирских и пригородных поездов. Станция входит в железнодорожный узел, где обеспечивается погрузка и выгрузка вагонов крупных промышленных предприятий столицы Южного Урала. 

Как отмечает начальник станции Антон Мельников, добиться улучшения производственных показателей и войти в число сетевых лидеров позволила реализация проектов по совершенствованию технологии работы в рамках внедрения проекта «Цифровая железнодорожная станция». 

Челябинск-Главный находится на перекрёстке основных направлений магистрали. В многочисленных парках работа не останавливается ни на минуту. День и ночь сюда поступают на расформирование грузовые поезда. Затем собираются в новые составы и продолжают путь. На протяжении последних лет основной точкой вложения инвестиций был сортировочный процесс. Взят курс на полную автоматизацию работы с грузовыми вагонами.

На станции впервые на Южно-Уральской железной дороге внедрён автоматизированный процесс роспуска вагонов на сортировочной горке. Программный комплекс полностью впитал в себя функционал горочных работников, оставив единственную функцию – контроль процесса роспуска с возможностью вмешательства при возникновении нестандартных ситуаций. 

Опробована технология беспилотного управления маневровым локомотивом. Успешно проведены основные технологические операции и проверены функции управления тепловозом в режиме «без участия машиниста». Внедрена новая система планирования работы для маневрового диспетчера станции. 

– Современные автоматизированные системы управления позволяют моделировать образование поездов, подвязку к ним локомотивов и бригад, – говорит Антон Мельников.

Активно внедряются технологии электронного документооборота с применением электронной подписи (ЭП). Сегодня уже 15 форм первичной отчётности подписывают по-новому.

В нынешнем году началась установка интегрированного поста автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава. Новая система обеспечивает диагностику поездов, поступающих на станцию со всех направлений.

Автоматизированные средства заграждения сортировочных путей, установленные на станции, позволили исключить ручной труд составителя при закреплении и раскреплении вагонов на путях сортировочного парка. У дежурного по горке установлен современный пульт управления (ПГИ). Техника совместила в себе функции пультов с трёх рабочих мест, что позволило уменьшить штат работников управления движением на посту управления. 

Система контроля и подготовки информации о перемещениях вагонов и локомотивов (СКПИ ПВЛ РВ) обеспечивает непрерывный номерной учёт нахождения техники во всех парках станции. Учёт передвижений подвижного состава и накопления осуществляется в режиме реального времени. Новая система исключила ручной труд оператора при вводе данных в автоматизированные системы управления.

По словам специалистов, одним из перспективных направлений на сегодняшний день является применение мобильных рабочих мест персоналом станции. Они позволят автоматизировать технологические процессы линейных работников, получить экономию времени при оформлении документов, оперативно передавать информацию.

Сегодня разрабатываются новые системы автоматизированного закрепления поездов, целью которых является исключение ручного труда при закреплении подвижного состава тормозными башмаками, повышение безопасности движения. 

Следующим шагом к цифровым технологиям станет создание искусственного интеллекта планирования и управления работой станции. В этом году принято решение о реализации пилотного проекта по внедрению интеллектуального управления станцией Челябинск-Главный. В будущем искусственный интеллект будет управлять вагонами, локомотивами и другими объектами.

– Для повышения эффективности перевозочного процесса и взаимодействия работников, которые осуществляют сменно-суточное планирование, в нынешнем году создан станционный центр единого планирования (СЦЕП). В нём впервые сконцентрирован оперативно-диспетчерский персонал различных хозяйств станции (Дорожного диспетчерского центра управления перевозками, локомотивного и вагонного комплекса, содержания инфраструктуры). Задачи, решаемые СЦЕПом, – это оперативная взаимоувязка на станции всех процессов перевозки, – рассказывает Антон Мельников. – В СЦЕПе апробируется информационное табло. Оно обеспечивает функциональную навигацию контроля и визуализации хода выполнения станционных технологических процессов, расчёт эксплуатационных показателей станции и пропускную способность по паркам станции в текущем и прогнозном режимах, а также планирование подвязки локомотивов и локомотивных бригад.

Сегодня, как подчёркивает Антон Мельников, станция готова к внедрению новых технических разработок, позволяющих автоматизировать технологические процессы и создавать интеллектуальную систему управления работой станции.
Евгения Мусихина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30