05 декабря 2020 12:00

05 декабря 2020 12:00

фото: Анатолий Шулепов

Они были первыми

В ноябре вагонное пассажирское депо Челябинск отметит 85-летие

В 1935 году по приказу народного комиссариата путей сообщения Верхние вагонные мастерские у станции Челябинск получили новое название – Железнодорожное предприятие по ремонту пассажирских вагонов. С этого времени и берёт свое начало пассажирское вагонное депо Челябинск (ВЧД-1).
Тем не менее история этого подразделения уходит «в глубь веков». Она напрямую связана с прокладкой Великой Транссибирской магистрали, которая берёт начало на Южном Урале. В 1892 году первой на карте появилась станция Челябинск. Для организации её работы было построено крупное паровозное депо. В 1900 году в его состав вошли Верхние вагонные мастерские. Позже на их базе организовали смешанное вагонное депо. Вплоть до 1935-го, когда пассажирское депо начало жить самостоятельной жизнью, здесь одновременно ремонтировали и пассажирские, и грузовые вагоны. 

Биография предприятия памятна событиями, отражающими все этапы жизни страны. Первая из них – революция 1917 года и Гражданская война. Железнодорожники в то время являлись авангардом революционно настроенных рабочих. Отряды Красной гвардии, которые сыграли огромную роль в защите Челябинска от белогвардейцев и иностранных интервентов, были созданы под руководством столяра Верхних вагонных мастерских Василия Евтеева. Он стал Красным командиром. А в самих мастерских организовали типографию, где печатались революционные листовки и хранилось оружие. Сегодня о тех далёких событиях напоминает мемориальная доска на стене здания вагоносборочного цеха. Она была торжественно открыта к 40-летию Октября. А в Советском районе Челябинска одна из улиц носит имя Евтеева.

Не менее глубокий след в истории депо оставило военное время. В сентябре 1941 года южноуральские железнодорожники получили срочное задание Государственного Комитета Обороны СССР – построить в кратчайшие сроки пять бронепоездов и 20 бронеплощадок. Поставленная задача оказалась крайне непростой. Трудности были связаны с отсутствием технической  документации, необходимого оборудования и опыта. Паровозы бронировались в паровозном депо, а площадки строили как раз в пассажирском. Работали люди в тяжелейших условиях, но задачу они выполнили в установленные сроки.

В военные годы в депо существовал ещё один особый производственный участок. Там переоборудовали санитарные поезда и сотни вагонов под людские перевозки и перевозки военной техники. В память о том тяжёлом периоде на территории предприятия в мае 1970 года, к 25-летию Великой Победы, был открыт мемориальный комплекс, а в 2004-м на стене вагоносборочного цеха установили мемориальную доску. Её посвятили строителям бронепоездов.

Послевоенный период был насыщен яркими примерами трудового энтузиазма коллектива. Железнодорожники осваивали ремонт новых цельнометаллических вагонов, поступивших в эксплуатацию в конце 40-х. В ноябре 1958-го коллектив комсомольско-молодёжной бригады роликового цеха включился в соревнование «За коммунистическое отношение к труду», а год спустя цеху, первому в Челябинской области и на Южно-Уральской дороге, было присвоено почётное звание «Цех коммунистического труда». Начальником депо в тот период был Владимир Петрович Глушко, который активно поддерживал трудовые начинания подчинённых. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1959 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

– Среди вагонников ЮУЖД в тот период он был первым и единственным, кто имел это высокое звание. Владимир Петрович за время работы начальником депо, с 1949 по 1960 год, вывел его в число передовых в Челябинске, – рассказывает хранитель музея боевой и трудовой славы Ирина Вавилова.

Кстати, он был открыт по инициативе старейших работников предприятия на территории вагоноколёсных мастерских в 1967 году. 

– Нашему депо одному из первых в городе присвоено звание «Предприятие коммунистического труда и быта». Это было почётно. Такое звание присваивалось только самым лучшим, – продолжает наша собеседница.

В 1960-е годы построены цехи нового технического парка. Через три года в состав депо вошёл Челябинский резерв проводников, который был образован ещё в 1939 году.

В 1965-м было принято решение о создании фирменного поезда «Южный Урал» сообщением Челябинск – Москва, который на протяжении 55 лет является гордостью предприятия. Ещё одной победой стал Юбилейный почётный знак, который депо получило в 1972 году за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании и в честь 50-летия образования СССР.

В течение трёх десятилетий, с 1960 по 1990 год, в депо проводилась коренная реконструкция вагоноремонтного производства, устанавливалось новое оборудование, уникальные станки. Было принято решение смонтировать пристрой к вагоносборочному цеху с восточной стороны, а затем и с западной. Одновременно провели перепланировку других цехов. 

– В этот сложный и трудный период реконструкции депо руководителем предприятия был назначен Александр Корчуганов, он возглавлял предприятие 14 лет. Александр Иванович – участник Великой Отечественной войны, награждён медалью «Адмирал Нахимов». В мирное время был отмечен орденом «Знак Почёта» и знаком «Почётному железнодорожнику». Он отлично знал производство, его деповской команде было чем гордиться. В 1986-м депо удалось отремонтировать 1326 вагонов. Это самый высокий показатель за годы существования нашего предприятия и на сети дорог того времени, – продолжает рассказ Ирина Вавилова. – В августе 2014 года на стене вагоносборочного цеха появилась ещё одна мемориальная доска. Она посвящена Корчуганову.

В 1992-м предприятие освоило новый вид ремонта пассажирских вагонов в объёме КР-1, а через два года первым на сети дорог приступило к оборудованию вагонов опытными колёсными парами с полиамидными сепараторами в подшипниках буксовых узлов. Тем самым увеличилась надёжность и долговечность подшипника. 

С 1 апреля 2018 года предприятие вошло в состав укрупнённого Уральского филиала АО «ФПК», а с октября 2019-го руководителем назначена заместитель начальника филиала – начальник Пассажирского вагонного депо Челябинск Оксана Кулакова. В АО «ФПК» она стала первой женщиной – руководителем предприятия.

– В настоящее время при ремонте пассажирских вагонов используется современное диагностическое оборудование, новые технологии и материалы. Освоен ремонт колёсных пар с подшипниками кассетного типа, гидродемпферов типа SACHS, вагонов с тележками безлюлечного типа, – говорит Оксана Кулакова. – Наши вагоноколёсные мастерские – крупнейшие в России. Они обеспечивают колёсными парами для пассажирских вагонов предприятия всех восточных филиалов АО «ФПК» от Урала до Дальнего Востока. Неделю назад, 3 ноября, с работой ВКМ ознакомился вновь назначенный генеральный директор АО «ФПК» Владимир Пястолов. Он совершает ознакомительные поездки по крупным филиалам компании, чтобы оценить производственные мощности и человеческие ресурсы предприятий.

По словам Оксаны Владимировны, развитие вагоноколёсных мастерских продолжается.

– В этом году был проведён капитальный ремонт и модернизация станков, что повысило их надёжность и увеличило производственные мощности, – продолжает руководитель. – В целом плановые объёмы по ремонту колёсных пар мы выполняем. Перед нами по-прежнему стоит задача укрепления позиций депо. Предстоит развивать пассажирские перевозки на Южно-Уральской дороге и выводить их на уровень крепкого развивающегося бизнеса. За нами – ремонт и эксплуатация вагонов.

Со дня образования предприятия непосредственное участие во всех важнейших этапах становления Пассажирского вагонного депо Челябинск принимал профсоюз. За многие годы работы он приобрёл весомый авторитет, научился не только отстаивать права и интересы железнодорожников, но и накопил богатый опыт социального партнёрства с работодателем.

Через собрания и производственные совещания профсоюз привлекает тружеников депо к решению наиболее важных вопросов в сфере оплаты труда, условий и охраны труда, отдыха, спортивных и культурно-массовых мероприятий.

– На сегодняшний день профсоюз как социальный партнёр принимает все предусмотренные законом и Коллективным договором меры, направленные на защиту прав, охрану здоровья и повышение материального благосостояния работников, – говорит председатель профсоюзного комитета депо Сергей Тиньгаев.

85 лет – это не просто цепочка памятных дат предприятия. Это путь его развития, выложенный огромным, достойным, нередко на пределе человеческих возможностей трудом. Как подчёркивают в депо, настоящая гордость – это люди, которые создавали и создают славу железной дороге и которые всегда старались быть первыми.
Евгения Мусихина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31