05 декабря 2020 18:38

05 декабря 2020 18:38

Жизнь, посвящённая депо

Александру Мастюгину присвоено звание «Почётный ветеран Южно-Уральской железной дороги»

Бывший машинист локомотивного депо Орск после выхода на пенсию 25 лет проработал в совете ветеранов предприятия. 1 ноября Александру Мастюгину исполнилось 86 лет.
Александр Дмитриевич родился в Переволоцком районе Оренбургской области. Семья жила очень бедно, и мальчику после седьмого класса пришлось работать помощником комбайнёра. Но сельскому пареньку хотелось получить железнодорожную специальность. Поэтому в 1951 году Александр поступил в училище в Оренбурге на помощника машиниста паровоза. Учился с огромным интересом. После окончания ему на выбор предложили несколько предприятий. Он предпочёл локомотивное депо Орск, куда его взяли помощником машиниста. Но сначала пришлось поработать кочегаром и покидать в паровозную топку уголёк. 

– Это было целое искусство, которым сразу и не овладеешь, и сравнить его можно было с самым мудрёным промыслом. Оказывается, бросать надо было не больше, а как раз меньше. Паровозники того времени пели: «Помощник, поменьше бросай, чтоб не было нам пережога!». За экономию угля платили хорошо, и можно было дополнительно заработать до 1000 рублей. По тем временам – большие деньги. Но труд очень тяжёлый. Чтобы довести поезд от Орска до Айдырли, нужно было перелопатить 15-18 тонн угля. Плюс к этому трижды почистить топку. Но с паровоза никто не уходил, и содержали его в идеальной чистоте. Он блестел, как начищенный самовар. И когда отслужившие свой срок паровозы отправляли с базы в запас, их приходили провожать бывшие машинисты, а им вслед гудел деповской гудок. Это была очень груст-ная картина, – вспоминает ветеран.

Через два года Александра Мастюгина призвали на службу. В депо он вернулся только через четыре года и продолжил работать помощником машиниста паровоза. Как раз в этот период начался переход на тепловозную тягу. Локомотивное депо Орск первым на сети дорог получило в эксплуатацию новый локомотив серии ТЭ3. Александр Мастюгин в составе одной из групп на курсах при депо прошёл переподготовку на помощника машиниста тепловоза и одновременно получил права управления паровозом. Но новая техника требовала повышения общеобразовательного и технического уровня, и жизнь заставила взяться за учебники. Он без отрыва от производства окончил вечернюю школу. 

Есть люди, которые исправно выполняют свои трудовые обязанности и не выходят за их рамки, но Александр Дмитриевич, проработав в депо 37 лет без замечаний, не боялся трудностей и серьёзной работы. Все годы его трудовой деятельности в локомотивном депо отличаются активным участием в общественной жизни коллектива. Он неоднократно избирался профгруппоргом своей колонны, членом профсоюзного комитета цеха эксплуатации и депо. Был общественным инспектором по безопасности движения поездов и уполномоченным по охране труда. 

В те годы повсеместно практиковалась шефская помощь. За каждым классом в школе закреплялись локомотивные и ремонтные бригады. Машинист Александр Мастюгин всегда находился среди тех шефов, которые встречались с учениками на собраниях, рассказывали о производственных успехах депо и лучших людях, делились своими достижениями в труде и интересовались делами ребят, постоянно участвовал в совместных культурных и спортивно-массовых мероприятиях. Не случайно профессия машиниста у мальчишек тех лет в Орске пользовалась популярностью. Кроме этого, в составе добровольной народной дружины много лет подряд выходил на охрану общественного порядка.

В 1968 году локомотивное депо переходит на электротягу. Александр Мастюгин не отстает от лучших машинистов и, переучившись, получает право управлять электровозами. За правым крылом проработал до 1989 года, потом был дежурным по депо. Но на пенсию в 1995 году ушёл всё-таки с должности машиниста паровоза. Правда, этот локомотив использовался уже исключительно в качестве котельной на колесах для обогрева помещений депо. 

После выхода на заслуженный отдых Александр Дмитриевич до сих пор не прерывает связи со своим родным коллективом и активно участвует в общественной жизни локомотивного депо. Вот уже на протяжении 25 лет его избирают в состав совета ветеранов депо. Он по-прежнему занимается организацией патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи, встречается со школьниками и принимает участие в уроках мужества. Также регулярно посещает пенсионеров депо, поздравляет с праздниками, а если есть проблемы, то старается помочь людям в силу своих возможностей.

Ветеран отдал предприятию в общей сложности 62 года. За многолетний труд и активную жизненную позицию Александру Дмитриевичу в октябре присвоили звание «Заслуженный ветеран Южно-Уральской железной дороги».
Вячеслав Чеботько
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31