02 декабря 2020 03:14

02 декабря 2020 03:14

фото: Анатолий Шулепов

Эстетика, гармония, функционал

6 ноября 1965 года в Челябинске открылся новый железнодорожный вокзал, один из лучших на сети железных дорог России. Он стал не только «воротами города», но и его лицом, узнаваемым символом.
В 1891 году началось строительство Транссиба, и стартовало оно с Челябинска, о чём говорит мемориальная доска, установленная на здании вокзала в честь 100-летия Великой Сибирской магистрали. Тогда, 129 лет назад, на станции Челябинск вокзалом служило деревянное строение барачного типа, которое предназначалось для короткой остановки переселенцев. О нём в истории города сохранились лишь короткие записи. Здание было таким маленьким, что пассажиры оказались вынуждены размещаться на улице под открытым небом.

Одноэтажное каменное здание построили год спустя. В нём было всё необходимое: служебные помещения, кассы, залы для пассажиров, почта. Но со временем и его стало не хватать. В 1935 году с образованием Южно-Уральской дороги началось обновление Челябинского узла. Был переделан и вокзал. Причём его не только отремонтировали, но и надстроили второй этаж. Пассажиропоток рос внушительными темпами, и к концу 50-х был исчерпан и этот резерв пространства. Вот тогда и встал вопрос о строительстве нового здания. По заказу Южно-Уральской дороги проект разработал коллектив института «Киевгипротранс». Предложенная архитектором Леонидом Чуприным концепция сильно отличалась от принятых стандартов, а панорамные окна были подвергнуты жёсткой критике – не для уральской погоды. Это уже потом стало ясно, что Челябинский вокзал заслуживает место в списке лучших архитектурных проектов.

В 1960 году началось строительство, которое вёл строительно-монтажный поезд № 150 треста «Южуралтрансстрой». 6 ноября 1965 года при большом стечении гостей объект запустили. Монументальное строение площадью 21,7 тыс. кв. м, казалось воздушным. Эффект достигался за счёт остеклённого фасада, против которого были скептики, а три полусферических купола зрительно увеличивали размер. Украшением стали уникальные витражи, выполненные по проекту ленинградских художников. Пассажиры получили просторные залы ожидания, автоматические камеры хранения, кафе, гостиницу, ресторан. Высота залов составляла 16 метров. Такой масштаб казался невероятным. Пассажиры с поезда могли, не выходя из здания, приобрести билеты на пригородный автобус. Челябинский железнодорожный вокзал тогда был единственным в стране, совмещённым с автобусным, и мог принять и отправить до 20 тыс. пассажиров в сутки.

С декабря 1998 года началась реконструкция. Прошедшие три с лишним десятилетия потребовали обновления здания. Инициатором реконструкции был начальник ЮУЖД Иван Воробьёв. Работы шли по проекту югославской фирмы «Неймар-Инжиниринг». Задача стояла непростая: нужно было без изменения пропорций и размеров здания усилить его конструкции и выполнить новую наружную и внутреннюю отделку. 17 января 2004-го Челябинская область отмечала 70-летие. К этому дню было приурочено открытие первой очереди вокзала после реконструкции, как подарок от железнодорожников областному центру. В том же году 70-летие отмечала и Южно-Уральская дорога. Стоит ли говорить, насколько значим вокзал для города-миллионника: каждый год через него проходило более пяти миллионов пассажиров. К тому же это не только «ворота города», но и его лицо. Высокий статус объекта был засвидетельствован присутствием на церемонии открытия первого президента ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева, начальника Южно-Уральской дороги Анатолия Левченко, губернатора Челябинской области Петра Сумина и депутатов разного уровня.

Обновлённое здание производило грандиозное впечатление. Хотя оно было тем же, но вместе с тем – другое. Наружная и внутренняя отделка изменили облик до неузнаваемости. Мрамор, гранит, яшма, малахит, другие уральские камни служили отдел-кой пола, стен, колонн. Истинным украшением стали фонтаны «Держава», «Каменный цветок» и «Шар». Фонтан «Держава» повторял знаменитую «Россию» – фигуру женщины-воина, олицетворяющую доблесть, отвагу и честь. Эта скульптура художника Лаверецкого была выставлена в 1900 году в павильоне каслинского литья на Всемирной выставке в Париже. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил Гран-при. Конечно, после этого появилось немало желающих приобрести павильон вместе со всеми выставленными там экспонатами, включая и скульптуру «Россия». Русские представители на выставке согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать эту скульптуру, символизирующую Российскую державу. «Россия не продаётся» – таким был ответ. 

Сияющий разноцветными красками, словно блики драгоценных камней, фонтан «Каменный цветок» создан по мотивам сказов Павла Бажова. А это уже наш уральский символ.

Вызывал восторг и фонтан «Шар». Гранитный, весом 135 кг, он легко вращается на водной подушке в гранитной чаше.

Украсили вокзал и уникальные гравюры на стали, представляющие творчество уральских художников. На них изображены исторические моменты – строительство Транссиба, Магнитогорского комбината и Челябинского тракторного завода, страницы военных лет, пейзажи уральской природы. Гравюры, покрытые золотом, стали фирменным украшением вокзала, его неповторимым колоритом, потому что каждая картина – это шедевр, созданный руками мастеров.

Полностью реконструкция завершилась в конце июля 2005 года. Главное, что получил вокзал, так это новое техническое оснащение. Появились электронные и механические часы, табло и плазменные мониторы справочно-информационных служб. Электронная «начинка» была во всём. Геннадий Фадеев назвал тогда Челябинский вокзал самым интеллектуальным в России. Особое внимание было уделено людям с ограниченными возможностями. На центральном входе и внутри здания были установлены пандусы, оборудована специальная касса, лифт и эскалаторы. Пассажиры получили многочисленные услуги, что делало объект ещё более привлекательным.

И снова время потребовало перемен. В 2019 году начались работы по проекту «Техническое перевооружение здания вокзала Челябинск», который находится под особым контролем начальника ЮУЖД Анатолия Храмцова.

– Отремонтирован кассовый зал: кассы стали открытого типа с электронной системой управления очередью. Переустроена входная группа и центральное крыльцо. Для обеспечения транспортной безопасности на входных группах и конкорсе введены в эксплуатацию рентгено-телевизионные установки конвейерного типа, рамки-металлодетекторы, установлено периметровое ограждение на привокзальной территории, – рассказывает начальник объекта Владимир Зилюков. – Кроме того, модернизированы санитарные узлы и душевые комнаты, переустроены площади в медицинском пункте. Выполнен ремонт в бизнес-зале: обновлён дизайн, обустроены зоны для пассажиров с детьми и зоны питания. Теперь пассажиры могут воспользоваться лаунж-зоной, местами с выходом в интернет, душевой комнатой и санитарно-бытовыми помещениями. Для маленьких путешественников предусмотрена игровая зона и комната для пеленания.

На вокзале установлены новые светодиодные табло прибытия и отправления поездов над центральной лестницей, в залах ожидания и на конкорсе, введено в эксплуатацию электронное расписание движения поездов.

Организована работа по реализации единого справочного контакт-центра. Контакт пассажира и диспетчера осуществляется с помощью видеотерминалов. Дополнительно для самообслуживания клиентов интерфейсом терминала предусмотрено меню информации об услугах, маршруте и стоимости проезда, навигация по вокзалу и реестр доступности вокзального комплекса для маломобильных пассажиров. 

С 1 июля этого года контакт-центр принимает видеозвонки с вокзалов Челябинск, Уфа и Екатеринбург. В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки данное решение наиболее безопасно для персонала вокзала и пассажира, позволяет выполнять функции справочного бюро без прямого контакта. 

Уже в ноябре на первом этаже установят автоматические камеры хранения, которые будут работать без помощи персонала. Они включают возможность оплаты как за наличный, так и безналичный расчёт.

Работы по техническому перевооружению окончат в 2021 году. Предполагается заменить систему освещения, энергоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования, пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, видеонаблюдения, часофикации, навигации. Будет внедрена Централизованная система информирования пассажиров (ЦСИП), устройство архитектурной подсветки, а также выполнено благоустройство привокзальной территории.
Евгения Мусихина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31