05 декабря 2020 18:38

05 декабря 2020 18:38

фото: Анатолий Шулепов

Ищем проблемы – находим решения

Центр инновационного развития приступил к формированию инновационных запросов на 2021 год

Старт был дан в октябре этого года. В подразделении рассказали, для чего запущен данный процесс и какие ожидаются результаты.
Интервью с Мариной Беляевой, заместителем руководителя рабочей группы по организации инновационной деятельности на полигоне ЮУЖД

– Марина Сергеевна, что означает выражение «запрос на инновации»?

– Запрос на инновации представляет собой заявку на поиск инновационной продукции и решений для дальнейшей публикации информации в открытых источниках. Предпосылками для поиска могут быть параметры стратегических и организационных распорядительных документов, которые используются при планировании хозяйственной деятельности. Например таких, как долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года, Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» до 2025 года, Программа информатизации, Комплексный научно-технический проект «Цифровая железная дорога» и другие.

Кроме этого, целый ряд событий может стать основанием для запуска процесса формирования запроса. Среди них – решение руководителей, направленное на внедрение инновационной продукции или реализацию новых проектов, выявление узких мест, препятствующих достижению среднесрочных и долгосрочных производственных показателей. Ещё стимулом может быть резкое ухудшение производственных показателей или же поступление перспективных предложений по внедрению инновационной продукции.

Таким образом, любая существующая на предприятии проблема может стать основой для запроса. Но для этого необходимо провести комплексный анализ и выявить наиболее актуальные направления.

– Насколько мне известно, в ОАО «РЖД» еще несколько лет назад были разработаны Методические рекомендации по формированию запроса на инновации в подразделениях ОАО «РЖД».

– Действительно, документ действует с 2018 года. Он устанавливает чёткую последовательность действий при выявлении потребностей в инновациях. Один из её основных этапов – определение проблемы. Это означает, что прежде всего необходимо сформулировать задачу, которая требует решения. Далее необходимо сформулировать цель, которая будет достигнута в результате поиска инновационных решений. Она должна иметь временные рамки и количественные измерители её достижения. Кроме того, нужно соотнести цели запроса на инновации со стратегическими целями Компании.

После формируются технические требования и граничные условия, то есть выявляются существующие фактические нормативные и технологические ограничения.

При этом стоит отметить ряд особенностей. Так, поиск инновационных решений направлен для исключения конкретных проблем производственных подразделений – функциональных заказчиков. Поэтому запрос должен быть ориентирован именно на решение данной задачи, а не на внедрение технологий, кажущихся прорывными. Если же на стадии его формирования цели и ожидаемые результаты были сформулированы недостаточно чётко, то качество поступающих предложений будет либо не соответствовать фактической потребности, либо не принесёт ожидаемых результатов.

– Что происходит дальше?

– После того как дирекции завершают поиск проблемных вопросов и узких мест, к процессу подключается рабочая группа по организации инновационной деятельности на полигоне дороги. Специалисты обобщают поступившие материалы, проводят экспертизу подготовленных дирекциями запросов на соответствие требованиям инновационности, а затем сводный перечень направляется в Центр инновационного развития, который совместно с центральными дирекциями отбирает наиболее актуальные проблемы на сетевом уровне. Далее материалы, прошедшие отбор, включаются в сетевой перечень запросов на инновации ОАО «РЖД», по которым в следующем году будет производиться сбор предложений от разработчиков в Едином окне инноваций ОАО «РЖД». Это интернет-портал, созданный для приёма перспективных проектов, которые могут быть применены в интересах компании.

– Все идеи будут учтены?

– На самом деле, конечно, не все проблемные вопросы, определённые региональными дирекциями, будут включены в сетевой перечень. Но это не значит, что они будут забыты и останутся без внимания. Дорожная рабочая группа параллельно с направлением информации в Центр  инновационного развития начинает поиск готовых технических решений на предприятиях внешней инновационной среды региона. А это означает, что ни одна реально существующая проблема дирекций не останется без внимания.

В этом году у нас уже появился опыт, когда на наши запросы откликаются предприятия-разработчики. Мы организуем совместную сессию с участием представителей региональных дирекций, где автор идеи презентует свои технические решения. Далее следует апробация предлагаемого устройства, а затем, при успешных результатах – и внедрение. В качестве примера могу привести решение проблемы повышения энергоэффективности в работе компрессорного оборудования (и вообще любого оборудования, где используются электродвигатели и насосы прямого включения). В рамках этой проблематики в апреле на дорогу поступило обращение одной из фирм, которая предложила своё конкретное техническое решение – применять интеграторы тока и напряжения с использованием фильтрующих конденсаторов с токодемпфирующими функциями. Были организованы испытания устройства на  механизированной горке станции Оренбург. Испытания были признаны положительными, подготовлено технико-экономическое обоснование для включения обозначенного технического средства в инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий». И теперь мы рассчитываем на инвестиции, которые будут направлены на внедрение и дальнейшее тиражирование проекта. Так, прорабатывается перспектива установки интегратора в котельных Южно-Уральской дирекции тепловодоснабжения и в компрессорных путевого комплекса дороги.

Для дирекций сейчас главное – ответственно отнестись к идентификации проблемных зон, проблемных вопросов и отразить их в своих запросах на инновации, а всё остальное мы берём на себя.
Александр Кичигин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31