25 ноября 2020 17:10

25 ноября 2020 17:10

фото: Анатолий Шулепов

Музеи нужны всегда

В Центре исторического наследия рассказали, как живут после запуска долгожданного объекта

Уникальный архитектурный объект на Южно-Уральской железной дороге появился 1 октября. Он насчитывает почти 20 тысяч единиц хранения, которые были собраны за время существования музея истории ЮУЖД. Среди них – уникальные экспонаты, раритетная техника, архивные фотографии и документы. Но нафталином здесь не пахнет. Дух истории «упакован» по последнему слову техники.
Интервью с Егором Казаковым, начальником подразделения по сохранению исторического наследия ЮУЖД

– Егор Алексеевич, Центр открыт. Планируются ли ещё какие-то дополнительные работы, быть может, необходимо окончательно сформировать выставки, либо же остались хозяйственные вопросы?

– В целом экспозиция сформирована, нужна будет лишь доработка контента для сложных мультимедийных устройств – в «Капсулу времени» и на большой спиральный экран.

– Какие ограничения на экскурсии введены с начала второй волны коронавирусной инфекции? Какие меры предосторожности?

– Ограничения после первой волны были закреплены специальным регламентирующим документом Роспотребнадзора. На его основе для Центра исторического наследия были прописаны следующие санитарно-гигиенические мероприятия: перед открытием в помещениях Центра и выставочных секторах проводить влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств, перед началом работы здания и в течение рабочей смены осуществлять контроль температуры тела сотрудников с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или признаками инфекционного заболевания. Кроме того, мы обязаны обеспечить дистанционную рассадку наших людей в кабинетах, запретить приём пищи на рабочих местах, организовав его в специально выделенной комнате по заранее установленному графику с учётом соблюдения дистанции полтора метра. Что же касается индивидуальных и групповых экскурсий, то их необходимо проводить не более чем для пяти посетителей по сеансам с обеспечением дистанции между группами и посетителями Центра полтора – два метра. Конечно, нужно было организовать маршрутизацию, исключающую встречные потоки и обеспечивающую раздельные входы и выходы как в здание, так и по территории. На самом деле пунктов достаточно много, все требования соблюдены.

– На какой поток людей рассчитан Центр и каков он сегодня в связи с ограничительными мерами?

– Центр рассчитан на поток до 120 человек в день. В связи с ограничительными мерами количество посетителей в среднем варьируется от 60 до 70 человек в часы работы нашего подразделения.

– Ранее вы сообщали о том, что Центр готов сотрудничать с учебными заведениями Челябинска и области. Существовало ли что-то похожее раньше и в чём будут заключаться данные программы?

– Программы сотрудничества с учебными заведениями Челябинска и области существовали, однако теперь они получат новый импульс к развитию. Прежде всего, появился современный конференц-зал на 89 мест, что значительно облегчит работу с большими аудиториями. У нас по-прежнему будут проходить практику студенты вузов с профильными факультетами, для школьников предусмотрена разработка образовательных программ в рамках изучения отечественной истории в целом и, конечно же, краеведческого компонента в частности. Используя возможности экспозиции Центра, на этой основе можно предложить школам разработку различных творческих проектов.

– Каким образом формировалась цена на билеты? При определении её размеров вы как-то ориентировались на аналогичные объекты столицы Южного Урала?

– Хотел бы отметить, что раньше вход в музей истории ЮУЖД был бесплатным. Теперь у нас существует прейскурант, разработанный Административно-хозяйственным центром и службой экономики и финансов. Сделано это с целью частичной компенсации затрат на обслуживание здания по нескольким статьям – от коммунальных платежей до зарплаты сотрудников. Цены на билеты и услуги брались исходя из средней цифры по двум государственным музеям Челябинска (это Государственный исторический музей Южного Урала и Челябинский музей искусств) и нашим непосредственным коллегам – железнодорожным музеям на сети ОАО «РЖД».

– Есть ли какие-то льготы при посещении Центра железнодорожниками и членами их семей?

– Если обычный взрослый билет стоит 200 рублей на человека без экскурсии, то железнодорожникам при предъявлении удостоверения билет обойдется в 100 рублей. Дети до семи лет имеют право бесплатного посещения. Транзитные пассажиры с билетами на руках также имеют скидку на посещение в 50%.

– Сколько по времени в среднем будет длиться одна экскурсия? Отличается ли качество экскурсии с гидом и без него?

– В среднем экскурсия длится 40-50 минут в зависимости от возраста посетителей и желания вникнуть в материал. Предусмотрена работа экскурсоводов как с группами, так и в индивидуальном режиме. Гид хорош тем, что сможет ответить на вопросы и более углубленно осветить различные сюжеты как по истории дороги, так и по хронике отрасли.

– Какие ещё возможности открылись для сотрудников и посетителей в связи с переездом в новое здание, увеличился ли штат?

– Штат Центра увеличился на пять человек, и теперь у нас есть должности главного хранителя и старшего научного сотрудника. Очень важной становится фигура инженера по мультимедийному оборудованию. Раньше не было ни инженера, ни подобного оборудования.

– Что является гордостью нынешнего Центра, с вашей точки зрения?

– Гордостью Центра исторического наследия является само уникальное здание и размещённая по спирали экспозиция. Ну а уже сами посетители выделяют для себя интересные моменты – кому-то понравится симулятор-тренажёр кабины «Ласточки», кто-то основательно разглядывает макеты подвижного состава, дети бывают в восторге от поездки на панорамном лифте.

– Какой прогноз по посещению Центра исторического наследия ЮУЖД вы делаете? Есть ли похожие объекты на других дорогах сети и как там обстоят дела с посещаемостью?

– В нынешней ситуации делать прогнозы – занятие неблагодарное. Мы были бы рады, если посещаемость за год превысит цифру в 25 тысяч человек. На других дорогах сети подобных по масштабу объектов нет. В какой-то степени близок к нам музей истории Московской железной дороги рядом с Павелецким вокзалом, однако наша экспозиция более современна и удобна, так как является единым комплексом с выставочной площадкой железнодорожной техники. Конечно же, есть Музей истории железных дорог России, расположенный у Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге, который является крупнейшим железнодорожным музеем Европы. Сравнивать себя с ним бессмысленно.

– Егор Алексеевич, почему современные музеи больше напоминают какие-то выставочные центры, напичканные современными технологиями? Формат традиционных, классических музеев себя изжил?

– Тенденция появления современных технологий в музеях нашей страны и мира налицо, и было бы глупо её отрицать. Однако формат демонстрации классических музейных коллекций, будь то произведения живописи или набор предметов, отражающий историю и эволюцию техники, себя не изжил и вряд ли изживет. После отмены всех ограничений санитарно-гигиенического характера станет очевидным тот факт, насколько незаменимым общественным институтом является музей. И насколько важно присутствовать в музейном пространстве реально.
Александр Кичигин