27 октября 2020 17:52

27 октября 2020 17:52

Где живём, там и воруем

Транспортные полицейские вывели на чистую воду любителей металлолома

Стражам правопорядка удалось задержать злоумышленников, которые на протяжении многих месяцев похищали лом чёрных металлов с полувагонов грузовых поездов. О приближении очередного состава они узнавали, просто слушая объявления на станции.
Первое сообщение о краже полицейским поступило 22 февраля этого года. Железнодорожники, работающие в парке «А» станции Челябинск-Главный, рассказали правоохранителям о недовесе в одном из полувагонов, который следовал от станции Каменск-Уральский в сторону Челябинска. Из сообщения следовало, что вагон в пути стал легче почти на полтонны. Полицейские приняли заявление и начали расследование. О розыскных методах стражи правопорядка не рассказывают, объясняя лишь, что проводили долгую и скрупулёзную работу по поиску преступников. В итоге им удалось выйти на группу из трёх человек, в которую входили 31-летний Максим Чулпанов, его отчим, 46-летний Игорь Лопатин, и друг Чулпанова, 36-летний Кирилл Захаров (имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены). Все они – жители поселка на станции Разъезд № 2, что расположена в Кунашакском районе Челябинской области. Обнаружив преступников в этих краях, полицейские не удивились: направление считается одним из самых криминогенных на территории обслуживания Южно-Уральского линейного управления.

Какое-то время оперативники вели наблюдение за подозреваемыми, фиксируя их встречи и переговоры. Чулпанов нередко хвалился перед близкими своими сомнительными достижениями, а также впечатлениями о том, как он скинул из вагонов тот или иной объём металла. Однако непо-средственно с поличным взять его не получалось. Так прошло два месяца. И наконец правоохранители дождались нужного момента. Он наступил 14 мая. В тот день Чулпанов пригласил своего отчима Лопатина и друга Захарова пойти на очередное дело. Стоит отметить, что для последнего этот поход был своего рода дебютом. Дождавшись, пока злоумышленники скинут лом, оперативники задержали всех троих с поличным на месте преступления.

– Никто из них не попытался оказать сопротивления, – рассказывает следователь Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте, капитан юстиции Светлана Макуха. – Никто не убегал, спокойно спустились с полувагонов. Хотя надо признать, коллеги грамотно отрезали им все возможные пути для отступления.

Далее началась работа у следователей. В этот раз преступники скинули около тонны лома чёрных металлов. Причём наверняка обиднее всех было именно Захарову, добыча которого весила лишь сорок килограммов.

Со временем в деле появлялось всё больше эпизодов. Оказалось, что последняя попытка кражи – лишь «цветочки»: за плечами задержанных почти десять тонн металла. Благодаря собранной информации и показаниям задержанных (которые, кстати говоря, особо и не отпирались), удалось выяснить, что преступления совершались периодически, примерно раз в неделю. Правоохранители насчитали 13 фактов. 

– Лопатин и Захаров ранее не были судимы, – продолжает Светлана Михайловна. – А вот Чулпанов не первый раз попадает в поле зрения полицейских. На его счету 12 судимостей, в том числе и за кражи. Ранее он отбывал реальный срок в местах лишения свободы за кражу, а также не раз получал условные сроки за аналогичные преступления. Именно он почти всегда выступал инициатором очередного «похода». Его дом располагается рядом со станцией Разъезд № 2. Он не дожидался темноты, а действовал в любое время суток. Как только слышал объявление через громкоговоритель о том, что на станцию приближается очередной грузовой состав, сразу шел «на дело». Его абсолютно не смущало, что кто-то может его увидеть и узнать. На всё про всё у него уходили считаные минуты.

Всего за несколько месяцев незаконной деятельности преступникам удалось скинуть более девяти с половиной тонн лома, причинив своими действиями ущерб почти на 125 тысяч рублей. Тактика была проста: выбирали такие детали, которые меньше по размеру, но больше по весу. Чаще всего скидывали швеллеры, обрезки железнодорожных рельсов. Награбленное прятали в кусты, после чего обращались за помощью к знакомым с просьбой вывезти добычу.

– Несмотря на кажущуюся простоту и признание вины преступниками, дело оказалось сложным, – рассказывает  Светлана Макуха. – Прежде всего потому, что пострадавших предприятий-грузополучателей было достаточно много. Нам пришлось работать с разными регионами России: с Самарской, Тюменской областями, Республикой Башкорто-стан и другими. Работали с грузоотправителями, которые выступали в качестве свидетелей. Более того, бывали случаи, когда злоумышленники скидывали 500 килограммов (и это доказано документально), а итоговый недовес составлял, к примеру, тонну. В результате приходилось выделять данные факты в отдельное делопроизводство. Общий объём уголовного дела, которое было направлено в суд, составил 12 томов, а это более трёх тысяч листов. Только обвинительное заключение насчитывает 301 страницу. 

В данный момент многоэпизодное дело находится на рассмотрении суда. Какое наказание назначит суд обвиняемым, покажет время. Но уже сейчас следствие уверено, что решение будет справедливым и обоснованным. По мнению специалистов, для Чулпанова, скорее всего, заключение будет связано с реальным лишением свободы, ведь его вина отягощается ещё и тем, что предыдущие судимости им до сих пор не были погашены. Кстати, к преступникам уже предъявлены гражданские иски со стороны потерпевших предприятий. Так что отдавать долги им всё же придется.
Александр Кичигин