23 октября 2021 11:48

23 октября 2021 11:48

Специальный проект 'Под знаком качества'

Стремиться надо к лучшему

Ровно год назад, в мае 2019 года, в ОАО «РЖД» была утверждена Стратегия управления интеллектуальной собственностью, согласно которой управление этим процессом было интегрировано в инновационное развитие холдинга.
Важнейшая задача данной политики нацелена на создание условий для появления качественных разработок. Интеллектуальная собственность составляет ядро инновационного процесса, который представляет собой некую трансформацию новой идеи в совершенный продукт.

– По итогам анализа, проведённого Центром инновационного развития ОАО «РЖД», по направлению «Управление объектами интеллектуальной собственности» в 2019 году Южно Уральская железная дорога продемонстрировала лучшие результаты и заняла первое место на сети, – рассказал начальник отдела технического регулирования, лицензирования и качества службы технической политики, руководитель рабочей группы по организации инновационной деятельности на полигоне ЮУЖД Александр Пискунов. 

За последние десять лет на Южно-Уральской железной дороге подготовлено 47 охранных документов, подтверждающих право интеллектуальной собственности: 10 свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ, 25 патентов на полезную модель, 11 патентов на изобретение и одно свидетельство на базу данных. 

Отметим, что в последнее время активная работа по созданию объектов интеллектуальной собственности ведётся в Дирекциях по ремонту подвижного состава, по ремонту пути, службе автоматики и телемеханики Дирекции инфраструктуры, а также дорожного конструкторско-технологического бюро. Последним за четыре месяца 2020 года поданы две заявки. Они были оформлены и направлены на получение двух охранных документов в Центр инновационного развития ОАО «РЖД» и далее в Федеральный институт промышленной собственности (Роспатент).

Одна из заявок текущего года – на изобретение магнитного шунта изолирующего стыка. При использовании данного устройства появляется возможность отведения магнитного потока из торцевого зазора изостыка рельса. Другими словами, такой шунт необходим для снятия намагниченности торцов рельса.

Вторая заявка – на полезную модель «Способ измерения магнитной индукции рельсового изолирующего стыка и устройство его осуществления». 

Одно из результативных изобретений прошлого года, на которое была оформлена заявка, – «Способ автоматического расцепления автосцепок движущихся вагонов и устройство его осуществления». При использовании предлагаемого действенного механизма появляется возможность расцепки автосцепки движущихся вагонов между собой без физического участия человека. На тележке, которая перемещается по внутренней части рельсового полотна, прямо под вагонами, установлен робот-манипулятор. Когда состав находится на гребне сортировочной горки, это устройство в автоматическом режиме расцепляет вагоны в необходимых местах. 

–  Подведённые за истёкший год итоги – это не повод останавливаться на достигнутом, – комментирует Александр Валерьевич. – Это хороший результат, но всегда есть куда расти. Стремиться надо к лучшему.
Алексей Сергеев