01 июня 2020 16:55

01 июня 2020 16:55

Жена машиниста

Успех рейса рождается дома

Женсовет Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава, который возглавила Елена Котельникова, стал надёжным помощником в работе с членами семей локомотивных бригад.
Елена Котельникова – старший смены цеха техников-расшифровщиков параметров движения Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава. Её наставницей была знаменитая Августа Руди, которую знали все локомотивные бригады. Она была профессионалом высшего класса. Рассказывают, ей достаточно было посмотреть на скоростемерную ленту, чтобы определить её машиниста, – до тонкостей знала манеру вождения каждого. Такого же требовала и от своих учениц.

– Мы с ней нередко шли с работы вместе, – рассказывает Елена. – И она меня даже по дороге учила. Зимой останавливалась, рисовала схему ленты на снегу и объясняла: вот здесь надо было машинисту притормозить, и в этом месте он тоже сделал ошибку. 

Школа Августы Руди и сегодня важна для Елены, хотя давным-давно нет бумажных скоростемерных лент. Им на службу пришли компьютерные программы. С обновлением парка электропоездов появилось новое оборудование – КЛУБ-У. Приходящие техники-расшифровщики даже и не представляют, что такое бумажная лента и как нужно было с ней работать. Расшифровка скоростемерных лент в пригородном движении ещё 15 лет назад велась в каждом депо. С созданием дирекции моторвагонного подвижного состава был создан Единый центр расшифровки. Сегодня техники контролируют работу всех депо – Челябинского, Курганского, Сак­марского и их производственных участков. Компь­ютер позволяет это делать без проблем.

– На нас лежит огромная ответственность за безопасность. Если машинист во время движения допустил какую-то неточность, то от нас она не ускользнёт. Мы помогаем машинисту её увидеть, и уже в следующий раз он будет более внимателен в своих действиях, – поясняет Елена.

Начальник Единого центра расшифровки Алексей Зварич считает, что техники-расшифровщики в знаниях превосходят машинистов.

– Ну и что, что женщины, – рассуждает он. – В силу своих обязанностей они лучше знают порядок действий машиниста на каждом участке. Для этого они постоянно учатся, повышают квалификацию. Ежемесячно сдают зачёты и экзамены по тормозам, охране труда.

Основные «инструменты» для расшифровщика – правила технической эксплуатации, инструкции по движению и сигнализации и положение о технике расшифровки.

– Мы их должны знать наизусть, от этого зависит успех работы и нашей, и коллег в кабине локомотива, – уверена Елена Котельникова.
Приходится техникам-расшифровщикам и на линию выезжать, чтобы знать «нюансы» по каждому участку, причём по всей дороге. 

Семья Елены – железнодорожная. Муж Евгений – машинист первого класса Челябинского моторвагонного депо. Дочь Кристина сначала окончила Челябинский институт путей сообщения, отделение управления движением, потом Уральский университет путей сообщения, факультет вагонного хозяйства, и сейчас совмещает эти специальности в Дорожном центре управления перевозками. Она диспетчер по вагонам.

– Можно считать, что у нас зародилась железнодорожная династия, ведь ни у мужа, ни у меня никто прежде не работал на стальных магистралях, – поясняет Лена.

Родом Елена Николаевна из Карталов, где каждая семья – железнодорожники. Ещё девочкой завидовала друзьям и подружкам, которые рассказывали о родителях, трудившихся на ЮУЖД, и убеждала себя: вырасту – пойду работать на железную дорогу. Мечте не изменила. Окончив школу, поступила в Челябинске в железнодорожное училище № 68 и выучилась на билетного кассира. На отделении помощников машинистов учился будущий муж Евгений Котельников. После учёбы Елена работала в железнодорожных кассах, а Евгений, отслужив армию, трудился в локомотивном депо в пригородном движении. Сложилась семья, появилась дочка.

– Трудно ли быть женой машиниста?

– Поначалу – да, – признаётся Елена Николаевна. – Внешний вид – основа всего: отутюженная белоснежная рубашка, стрелочки на брюках. Также надо собрать в дорогу, положить термос с чаем, бутерброды – всё это забота жены. Так что сейчас этот статус считаю для себя очень важным и ответственным.

В 2018 году в Дирекции моторвагонного подвижного состава создали женсовет. Всё новое – это хорошо забытое старое. Женсоветы были когда-то на предприятиях, но затем исчезли. Не из-за того, что стёрлось их значение, а потому, что оказались за бортом происходящих изменений. В дирекции женсовет решили возродить, и главная их роль была в работе с членами семей локомотивных бригад. Инициаторами стали руководство дирекции и профсоюзный комитет.

– У машинистов опасная работа. И от того, как они отдохнут, какие условия им будут созданы дома, зависит очень многое, и прежде всего безопасность движения. Роль «второй половинки» важна. Успех рейса рождается дома, ведь кто, как ни жена или мама, настроит на плодотворную и качественную работу, – говорит председатель профкома моторвагонного депо Челябинск Илья Гагин. 

Председателем женсовета единодушно избрали Котельникову – боевую, энергичную и, самое главное, жену машиниста с большим стажем семейной жизни. Большим бонусом стала и её работа расшифровщика. По итогам поездок, которые анализирует, Елена Николаевна может рассказать, с каким настроением машинист отправился в поездку.

Первая встреча, которая была организована с членами семей локомотивных бригад, положила начало большой работе. Теперь жёны работников цеха эксплуатации участвуют в оперативных совещаниях, ставят вопросы, для них организуются встречи с участием руководства, профсоюза, кадровой службы, медицинских работников, представителей НПФ «Благосостояние». Подготовка первозимников теперь не обходится без участия членов семей. Жёны тоже должны знать о сложностях работы машинистов в зимний период. Женсовет взял на себя проведение детских мероприятий. Интересной и трогательной стала акция «Проводи папу в рейс», которая проводится в День железнодорожника.

– Огромную помощь нам оказывает профсоюзный комитет. Он помогает приобрести подарки и сувениры детям, открытки для поздравления к праздникам, – признаётся Елена Николаевна.

Сейчас женсовет во главе со своим председателем готовится к празднованию 8 Марта. Это будет торжественно и красиво, потому что готовится женскими руками к своему Дню.
Евгения Мусихина