фото: Павел Горбатько

Нефтяники обещают прибавку

Во втором полугодии погрузка возрастёт за счёт продукции новых предприятий

По отношению к первому полугодию прошлого года погрузка на Куйбышевской в этом году снижена на 485,8 тыс. тонн. В чём причина?

Степан Комендант,
и.о. начальника Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания


- Степан Болеславович, как в целом сложилась обстановка в грузовой работе на полигоне Куйбышевской железной дороги в первом полугодии 2013 года?
 – По итогам работы за шесть месяцев  2013 года  установленный дороге план погрузки  35 010,1 тыс. тонн выполнен на 101,3%, сверх плана погружено 470,4 тыс. тонн. По отношению к  первому полугодию результат оказался ниже на 1,3%.


- Где дорога понесла потери?
– Из 29 планируемых номенклатурных групп грузов план погрузки выполнен по 18 – 62,1% (в январе-июне 2012 г. из 29 выполнено 25 – 86,2%).


Основной недогруз к плану допущен по номенклатурам «промсырьё», «химические и минеральные удобрения», «зерно» и др. Таким образом, к уровню прошлого года снижение произошло по 20  планируемым номенклатурным группам из 29. 


- В чём вы видите причины такого положения?
 – Основными причинами снижения объёмов перевозок являются низкий урожай зерновых культур в 2012 году в субъектах Российской Федерации, обслуживаемых Куйбышевской железной дорогой.


В дополнение к этому я бы отнёс и реорганизацию одного из основных  отправителей промышленного сырья по дороге – ООО «Лукьяновский ГОК» и снижение объёмов перевозок камня известнякового ОАО «Белорецкий металлургический комбинат» из-за остановки производства и консервации одного из основных потребителей ОАО «Южуралникель» на ст. Никель Южно-Уральской железной дороги. 


Прекращена погрузка Лукьяновского ГОК в Волго-Камском регионе. До второго квартала 2013 года фабрика комбината располагалась в посёлке Шилово Рязанской области и туда для обработки отправлялись грузы с песком из Ульяновска. Фабрика перебазировалась в Ташлу.


Значительное падение объёмов перевозок произошло по грузам третьего класса, снижение к аналогичному периоду прошлого года составило 160,6 тыс. тонн (-3,2%). Наибольшее уменьшение к уровню прошлого года произошло по таким грузам, как чёрные металлы и лом чёрных металлов. Причиной чего послужило сокращение объёмов производства и переключение перевозок на автомобильный транспорт у крупнейших отправителей по данной номенклатуре ОАО «Ашинский металлургический завод» и ОАО «Белорецкий металлургический комбинат».


Кроме того, снизились закупочные цены на лом у основных производителей – металлургических комбинатов. Что тоже не могло не сказаться на погрузке и разгрузке.


- Летние грузовые перевозки сейчас в самом разгаре. Перспективы обнадёживают?
 – Во втором полугодии 2013 года Куйбышевская железная дорога прогнозирует  погрузить 37396,7 тыс. тонн различных грузов. А всего за 2013 год – 73414,5 тыс. тонн, что на 1,1% больше, чем в 2012 году.
Согласно маркетинговым исследованиям, проведённым Куйбышевским территориального центра фирменного транспортного обслуживания, прирост погрузки возможен за счёт развития производства и увеличения объёмов перевозок предприятий  ОАО «Газпром нефтехим Салават» и холдинга «САНОРС», где полным ходом идёт полномасштабная программа модернизации существующих и новых производств и предъявления к перевозке железнодорожным транспортом во втором полугодии текущего года продукции новых предприятий: ООО «Самаратранснефть-Терминал» и ООО «Азия-Цемент».


 - В самом разгаре навигация. Как это скажется на показателях дороги?
– Летом на внутренний водный транспорт уходят лом чёрных металлов, цемент, строительные грузы. Из девяти нефтеперерабатывающих заводов четыре в период навигации отправляют нефтепродукты речным транспортом.


Переключение перевозок мазута и газойля на речной транспорт в апреле-ноябре осуществляют ОАО «НК «Роснефть», ОАО «АНК «Башнефть». Ежегодно компании перевозят водным транспортом около 4 млн тонн грузов.


ОАО «ТАИФ-НК» и ОАО «ТАНЕКО» осуществляют перевозку газойля со станции Биклянь до станций Алань и Круглое Поле, откуда груз перегружается на речной транспорт. Таким образом, объём перевозок железнодорожным транспортом в целом по предприятиям  существенно не меняется, происходит только перераспределение погрузки по видам сообщения в пользу внутрироссийских. В итоге, в период  с апреля по ноябрь железная дорога теряет около 300 тыс. тонн нефтегрузов в среднем в месяц.


- Вообще-то, немало, если сегодня приходится бороться за каждую тонну груза?
– В качестве положительного момента для ОАО «РЖД» можно отметить, что в текущем году сезонные колебания объёмов будут менее заметны. Железная дорога укрепит свои позиции,  планируемый объём переключения на речной транспорт сократится на 1,3 млн тонн по сравнению с прошлым годом за счёт заводов Самарской группы НК «Роснефть» и  ОАО «ТАНЕКО».

Владимир Акшаев
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/