Обученный сотрудник стоит дорого, а необученный – еще дороже

2011 год объявлен Годом работы с персоналом. Немаловажный аспект этой работы – обучение. Однако довольно часто приходится сталкиваться с тем, что руководство организации, заказав обучение, формулирует весьма абстрактные задачи: «хоть чему-то научатся», «хочется, чтобы освежили свои знания», «пришло время повысить квалификацию». И все это в ожидании положительной отдачи, потому что от учебы, как говорят, «кроме пользы, вреда не будет».

2011 год объявлен Годом работы с персоналом. Немаловажный аспект этой работы – обучение. Однако довольно часто приходится сталкиваться с тем, что руководство организации, заказав обучение, формулирует весьма абстрактные задачи: «хоть чему-то научатся», «хочется, чтобы освежили свои знания», «пришло время повысить квалификацию». И все это в ожидании положительной отдачи, потому что от учебы, как говорят, «кроме пользы, вреда не будет».

Будет ли обучение продуктивным или бесполезным, зависит оттого, насколько тесно оно увязано со стратегией и целями компании. Так как же сейчас подготовить квалифицированного сотрудника? Об этом мы побеседовали с начальником Дорожного учебного центра (ДУЦ) Ольгой Рязановой.

 

 - Ольга Николаевна, какие условия в вопросах обучения диктует сейчас такая современная и быстро развивающаяся компания, как ОАО «РЖД»?

– Профессиональное образование и профессиональное обучение должно быть ориентировано на подготовку специалиста, стратегически мыслящего и способного обеспечить качество и прогресс развития в своей отрасли.

 

Постоянно изменяющиеся и растущие профессионально-квалификационные требования работодателей ставят перед учебными заведениями новые задачи в области профессиональной подготовки и переподготовки. Это и определяет необходимость поиска и внедрения инновационных направлений, новых образовательных и педагогических технологий. Не будем также забывать о технической учебе на предприятии, именно там и закладывается зерно будущего профессионализма. А основной целью всех изменений в учебном заведении и на предприятии должна стать подготовка специалиста нового качества.

 

 - Очевидно, что подготовка такого специалиста подразумевает применение каких-то новаторских методов?

 

 – Это не всегда так, хотя, действительно, неправильность выбора методов обучения, их несоответствие целям обучения или индивидуальным характеристикам учащихся могут самым негативным образом отразиться на результатах обучения.

 

В настоящее время все более активно начинают входить в российскую практику современные методы обучения персонала. К их числу относятся: обучение по методу Шэдуинг («Shadowing» – наблюдение за процессом работы - авт.), по методу Секондмент («Secondment» – стажировки, ротации - авт.) или по методу Баддинг («Buddying» – включение обучаемого в процесс деятельности другого человека - авт.).

 

 - Чем данные подходы в процессе обучения могут быть интересны железнодорожникам?

 

 – К примеру, «Secondment» подразумевает временный перевод работника, например, в другой отдел внутри организации. В настоящее время становится все более популярной отправка сотрудников на стажировку в другие компании. В Америке и в Англии этот метод настолько развит, что существуют целые очереди из сотрудников на «Secondment».

 

Есть еще такой метод как Стротеллинг (от англ. story telling, дословно – «рассказывание историй»). Данный метод начинает работать уже в процессе подбора персонала. Интервьюер рассказывает о компании, таким образом подготавливая нового работника к корпоративной культуре, философии и традициям компании.

 

Работая в Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, мы разработали «Пакет обучающего материала при приеме на работу», куда был включен материал по внедрению СМК в кратком изложении о уже проведенных на предприятии и ведущихся работах в этой области. По сути, так мы применили на практике метод Стротеллинг.

 

 - Расскажите поподробнее о системе бережливого обучения? Насколько оно взаимосвязано с бережливым производством?

 

 – Известно, что принцип бережливого производства это минимизация, а в идеале – полное исключение потерь. Данная ситуация  полностью соответствует запросам заказчика, который готов платить деньги только за те составляющие производственного процесса, которые реально добавляют стоимость конечному продукту. Исключением не является и обучение персонала. Предприятия не понаслышке знают цену обучения персонала, которая год от года становится выше и выше.

 

Стоит отметить, что в период обучения работники не производят материальной ценности и, следовательно, с точки зрения вложения средств, их обучение является расточительным для компании. Складывается такая ситуация, что компания несет потери - она недополучает прибыль из-за отвлечения работников. Однако как известно, инвестиции в образование являются самыми выгодными, так как в процессе обучения стоимость работника как «продукта» увеличивается многократно, что позволяет рассчитывать на скорую отдачу вложенных средств.

 

Существенные траты закладываются также на подготовку квалифицированных преподавателей, закупку учебного оборудования, демонстрационных образцов и многого другого. Поэтому вопрос о сокращении потерь в процессе обучения стоит очень остро.

Система бережливого обучения – это элемент бизнес-стратегии, реализующей принципы бережливого производства.

 

Данная система направлена на выявление и устранение потерь в обучении. Если говорить о ключевых факторах бережливого обучения, то, необходимо отметить, что они принципиально не отличаются от факторов бережливого производства: непрерывный поток обучения, стандартизация учебного процесса, всем известная система 5S, осведомленность и вовлечение персонала и, конечно же, непрерывное улучшение.

 

- Какие инновационные подходы по повышению уровня профессионального обучения будут внедряться в работе ДУЦ?

 

 – Цели профессионального обучения в современной обстановке должны образовать основу для создания детальных, узких учебных программ.

 

ДУЦ уже начал работу в этом направлении. От дирекций и структурных подразделений мы собрали порядка 30 заявок на проведение целевых курсов в 2011 году. Кроме того, мы просили предоставить перечень «острых» вопросов и тем, основываясь на которых, мы разрабатываем индивидуальные рабочий учебный план и программу обучения.

 

В частности, совместно с Куйбышевской дирекцией по ремонту тягового подвижного состава, опираясь на факторный анализ, мы уже разработали три программы по таким темам, как «Устройство и технология ремонта вспомогательного оборудования тепловозов ТЭ10», «Устройство и технология ремонта узлов дизельной группы тепловозов ТЭ10», «Техническое обслуживание и текущий ремонт электрической аппаратуры электровозов серии ВЛ10». Сотрудников по этим тематикам планируем обучить в течение марта - апреля.

Для реализации централизованного дистанционного обучения, тестирования преподавателей и учащихся с использованием образовательных порталов ГВЦ ОАО «РЖД» в аудиториях должны присут ствовать автоматизированные рабочие места с подключением к СПД компании. До сегодняшнего дня мы не могли работать в системе дистанционного обучения, не было возможности. Например, в Пензенском отделе только рабочее место методиста было подключено к СПД.

 

Для того чтобы изменить ситуацию, в течение года будет проводиться монтаж сетей во всех отделах ДУЦ, а вот в Кинельском корпусе все будет подключено уже в марте. Также в первом полугодии получим новые комплексы компьютерной и мультимедийной техники для учебных кабинетов. Идет реконструкция учебного корпуса в Октябрьске.

 

Говорить о планах можно много, всех задумок открывать не буду, пусть будет для наших учащихся приятный сюрприз.

В конце интервью позвольте поздравить всех женщин нашей магистрали с праздником 8 Марта. От всей души желаю всем вам много радости и улыбок, семейного счастья, крепкого здоровья и много-много новых блестящих идей, которые будут открывать новые горизонты для процветания нашей компании.

Юлия Ежова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/