фото: По данным отдела инновационного развития

Будущее начинается сегодня

Магистраль уверенно движется по пути инновационного развития

Куйбышевская магистраль по итогам мониторинга и рейтинговой оценки инновационной деятельности железных дорог за 2019 год и за I квартал 2020 года заняла 1-е место на сети.
В месте притяжения идей

Впервые задача по формированию специальной площадки для продвижения инновационной деятельности была озвучена два года назад в Самаре во время встречи представителей инженерного блока Куйбышевской железной дороги и Центра инновационного развития ОАО «РЖД» с компаниями-разработчиками.

На тот момент Куйбышевская уже накопила собственный солидный кейс идей и наработок, укрепляла сотрудничество с научно-производственными центрами, а также с естественным интегратором – Самарским государственным университетом путей сообщения (СамГУПС). Однако не хватало интегратора, системного администратора, проводника для продвижения инноваций. Настало время выйти за привычные границы и задействовать современные инструменты для интеграции инновационных технологий в существующие бизнес-процессы железной дороги.

Мощный импульс процессу привлечения актуальных для Куйбышевской магистрали разработок и продуктивного взаимодействия с внешней инновационной средой дал начавший свою работу во II квартале прошлого года отдел инновационного развития. Мероприятия инновационной направленности как на территории промышленных предприятий, технопарков, так и в режиме онлайн совместно с представителями региональных органов исполнительной власти, создание имиджевых видеороликов и выпуск журнала «Инвектор», рассказывающего о разработках и реализации инновационных проектов, – только малая часть масштабной работы, развёрнутой сотрудниками отдела инновационного развития и инженерного блока железной дороги.

Всё это обеспечило интерес к железнодорожной отрасли сильных стартап-команд из регионов, о чём свидетельствует портфель привлечённых на дорогу проектов – 552 проекта. Как рассказал главный инженер Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев, в настоящее время 46 проектов находятся в процессе реализации.

PRO-проекты

По итогам 2019 года восемь инновационных проектов прошли испытания на полигоне железной дороги, из них пять сейчас рассматриваются на уровне компании в функциональных филиалах.

Среди них «Система технической диагностики и мониторинга асимметрии тягового тока контролируемых перегонных рельсовых цепей участка железной дороги» в интересах Центральной дирекции инфраструктуры и Управления автоматики и телемеханики. Проект ПКБ И признан востребованным и актуальным, но требующим доработки решения в части определения причин асимметрии тягового тока для ускорения принятия мер. Задача будет решена в текущем году совместно
с СамГУПС. Внедрение этого инновационного решения позволит сократить на 70% время простоя поездов, возникающего по причине асимметрии тягового тока в рельсовых цепях, а также получить экономический эффект на оплату труда с одного устройства в более чем 3,6 тыс. руб.

«Единая интеллектуальная система распознавания речи» апробировалась в интересах дирекций управления движением и тяги. Согласно экспертной оценке ООО «РЖД-технологии», проект признан перспективным для дальнейшего развития. Тиражирование технологии с целью организации онлайн-контроля соблюдения регламента переговоров диспетчерского аппарата и локомотивных бригад позволит сократить нарушения безопасности движения поездов в хозяйствах тяги и движения не менее чем на 10%. Проведённый на Куйбышевской дороге анализ времени, затрачиваемого командно-инструкторским составом на прослушивание регламента переговоров, показал, что свыше 47 тыс. часов рабочего времени в год затрачивается на его прослушивание. Это существенная заявка на повышение эффективности работы.

Сейчас отдел инновационного развития и инженерный блок работают в экспертной группе по организации апробации внешних инновационных решений в области считывания рельсовой маркировки мобильными средствами диагностики,
а также в части автоматизации процесса контроля за состоянием земляного полотна на подверженных оползням, селям и скально-обвальных участках. Помимо этого, реализуется кейс по применению VR-технологий в процессе повторного вводного инструктажа по охране труда для работников локомотивных бригад. Одна из компаний-заявителей в настоящее время наполняет VR-сценариями онлайн-платформу собственной разработки для проведения опытной апробации для эксплуатационного локомотивного депо Самара, где локомотивные бригады уже этим летом смогут оценить её эффективность.

Движение в тандеме

Куйбышевская железная дорога и региональные администрации объединяют усилия для поиска инновационных проектов.

В марте текущего года дорога и Министерство промышленности и торговли Самарской области подписали дорожную карту, предусматривающую сотрудничество в поиске и привлечении инновационных решений для транспортной инфраструктуры. Документ включает в себя два основных направления: взаимодействие в области обмена информацией и продвижения запросов на инновации от Куйбышевской железной дороги через информационные площадки Министерства, а также сотрудничество по поиску и привлечению промышленных предприятий региона, готовых предложить технологии, соответствующие запросам на инновации от Куйбышевской магистрали.

Поскольку инновационная деятельность тесно связана с господдержкой, то на Куйбышевской сконцентрировались на привлечении различных механизмов финансовой помощи на продвижение разработок. Подписано соглашение с Самарским инновационным фондом в части организации целевого конкурса инновационных проектов, соответствующих запросам Куйбышевской железной дороги на инновационное развитие, проведение которого запланировано в июле. Это означает, что инновационные проекты получат финансирование с привлечением субсидии регионального министерства экономического развития.

В апреле было подано три заявки на участие в конкурсе Фонда содействия инновациям по проектам, находящимся в фокусе интересов Куйбышевской дороги по программе «Старт-1» (программа Фонда содействия инновациям по финансовой поддержке инновационных проектов, выделяется под НИОКР и разработку прототипов – авт.).

Генераторы внутренних инноваций

Для создания условий развития внутренней инновационной экосреды при поддержке отдела инновационного развития совместно с Центром оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики на Куйбышевской магистрали реализуют проект «Внутренние чемпионы».

Стартовав в начале года, он сразу же вызвал пристальный интерес со стороны молодёжного сообщества – молодых железнодорожников и студентов СамГУПС. Из 150 потенциальных претендентов на «чемпионство» для презентации были отобраны 25 проектов. В своих предложениях участники сосредоточились на повышении безопасности на железнодорожных переездах, развитии новых услуг для клиентов РЖД, а также на применении новых подходов к повышению эффективности организации перевозочного процесса.

В I квартале 2020 года проведены кейсы по пяти запросам на инновационное развитие и организованы экспертные питч-сессии. На каждом этапе начинающих разработчиков поддерживали специалисты отдела инновационного развития, помогая выстроить продуктивный диалог с экспертным сообществом – представителями инженерного блока региональных дирекций, служб и центров.

По результатам всех мероприятий участниками программы «Внутренние чемпионы» предложены новые способы решения проблематики инновационного развития и сформированы команды. Помимо этого, 12 проектных заявок размещены в системе «4И» для участия в конкурсе молодёжных инновационных проектов «Новое звено – 2020».

Виртуальные и вполне реальные

В период пандемии, когда возможность личных контактов ограничена, отдел инновационного развития активно использует для работы с компаниями-разработчиками формат видеоконференций. На сегодняшний день в удалённом режиме с привлечением функциональных заказчиков в лице региональных дирекций уже рассмотрено свыше 50 проектов.

Со второй половины марта виртуальная площадка «Трансфер инноваций» – место трансляций курса открытых лекций по глобальным трендам инновационного развития, организованного Куйбышевской дорогой совместно с СамГУПС. Лекции читает высший преподавательский состав университета, а тематика охватывает наиболее популярные сейчас направления: промышленный дизайн, интернет вещей и робототехника, искусственный интеллект и цифровые двойники.

Сейчас специалисты отдела инновационного развития совместно с YellowRockets проводят онлайн-интенсив – цикл дистанционных презентационных и экспертных сессий – для начинающих разработчиков, заинтересованных в запуске своего проекта для ОАО «РЖД». Как рассказала начальник отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги Светлана Кишкина, к формату проявили интерес более 80 компаний с более чем 20 проектами, самостоятельно подавших заявки на участие.

Программа онлайн-интенсива для них рассчитана на две недели, до 29 мая. В течение этого времени участники познакомятся с представителями региональных дирекций, получат максимально развёрнутое представление о проблематике подразделений холдинга, получат индивидуальную обратную связь от экспертов по своему проекту. Также в программе – повышение уровня знаний и навыков, в том числе в части формулирования гипотез и ценностного предложения, анализа рынка и конкурентов, составления маркетинговой концепции проекта.

По итогам онлайн-интенсива для каждого участника сформируют план действий по работе с корпорациями-гигантами в зависимости от уровня готовности технологий у проекта. Также эксперты отберут 10 лучших проектов-частников, которым представится возможность выступить на питч-сессии и получить экспертную оценку применимости и востребованности своих технологий от главных инженеров региональных дирекций.

Сами себе завод

В инициативном порядке в I квартале 2020 года Куйбышевской разработана и начала реализовываться концепция создания Центра прототипирования и Корпоративного коворкинга. Появление подобного центра обеспечит быстрое прототипирование с помощью технологии 3D-печати в месте, где возникает потребность воспроизводства деталей. По словам главного инженера Куйбышевской железной дороги Вячеслава Дмитриева, это новая эффективная возможность сократить эксплуатационные расходы и развивать инженерную мысль, а также разрабатывать прототипы устройств и механизмов под конкретную целевую задачу.

Первую апробацию технологии 3D-печати на Куйбышевской провели в конце апреля. Специалисты отдела инновационного развития дороги совместно со службой автоматики и телемеханики на специальном принтере воспроизвели заглушку платы НМШ, втулку и щуп для проверки АВМ. Данная технология уже получила одобрение Центральной дирекции инфраструктуры. Как отмечают в отделе инновационного развития, пока это первые шаги и аддитивные технологии имеют потенциал для развития и тиражирования.

Приоритетной задачей 2020 года является апробация и организация внедрения и тиражирования прошедших экспертизу и одобренных на уровне ОАО «РЖД» инновационных решений. Отдел инновационного развития Куйбышевской железной дороги останавливаться на достигнутом не намерен, поскольку вся проделанная работа – это только начало пути.

Справка «КЖ»


В 2018 году на заседании правления ОАО «РЖД» было принято решение о создании пяти региональных инновационных площадок. Центр инновационного развития компании проделал серьёзную системообразующую работу, подготовил нормативные документы, чтобы в 2019 году на Октябрьской, Западно-Сибирской, Свердловской, Дальневосточной и Куйбышевской дорогах появились точки притяжения инновационного потенциала. Речь идёт о проектах по применению новых систем безопасности, безлюдных технологий, о системах предиктивной аналитики, машинного зрения и искусственного интеллекта. 1 июля 2019 года на Куйбышевской  создан отдел инновационного развития, который взял на себя решение приоритетных задач по выстраиванию взаимодействия с инновационной экосредой, поиску и привлечению внешних инноваций, а также по организации быстрой апробации высокотехнологичных решений на инфраструктуре дороги. Предварительно на магистрали разработали алгоритм взаимодействия с внешней инновационной средой и сформировали пул запросов на инновации. В ноябре 2019 года стартовала совместная с YellowRockets программа по поиску и внедрению инновационных проектов и стартапов в инфраструктуру РЖД – IRON ROAD SHOW. В ходе первого этапа программы в ноябре-декабре 68 компаний-разработчиков презентовали свои проекты профильным специалистам дороги на экспертных сессиях в Самаре, Ульяновске, Пензе, Набережных Челнах и Уфе. Второй этап в формате стартап-марафонов прошёл с февраля по март 2020 года, по итогам которого было рассмотрено 130 проектов, по 15 из них сейчас идет организация опытной апробации.
Александр Северов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/