фото: Николай Ембулаев

Эффект предвидения

Инструментарий для прогнозирования негативных событий повысит результативность деятельности РЖД

В современных условиях на первый план выходит прогнозирование рисков возникновения опасных ситуаций. Снижению вероятности их появления должна способствовать система управления рискам.
В рамках состоявшейся на Куйбышевской железной дороге школы передового опыта представители ревизорского аппарата, ряда департаментов и Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД», а также научно-технического сообщества обсудили ключевые вопросы, связанные с безопасностью движения на сети.

В настоящее время ОАО «РЖД» работает в условиях неопределённости мировой экономической конъюнктуры, усиливающей риски и влияющей на деятельность компании. Основная задача – выполнение компанией заданных объёмов перевозок, обеспечение собственной экономической устойчивости и развития, а также обеспечение социальной стабильности трудового коллектива. В связи с этим, по мнению вице-президента ОАО «РЖД» – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина, возрастает роль повышения внутренней эффективности компании, надёжности и гарантированной безопасности.

По словам начальника Департамента развития системы управления Глеба Зазнова, в этот непростой период для компании крайне важная государственная поддержка, которая, зачастую, зависит от общественного мнения, которое, в свою очередь, ориентируется на уровень безопасности. Уже запущены нацеленные на сокращение расходов стабилизационные программы филиалов. И в этом вопросе также необходима поддержка со стороны ревизорского аппарата. По словам Глеба Зазнова, пересмотр технологических процессов, которые могут дать экономический эффект, не должен нанести урон безопасности.

С 2012 года в компании действует функциональная стратегия управления рисками, где достаточно полно описана предметная область управления рисками и даже содержится модель «зрелости» той самой системы управления рисками для проведения соответствующих аудитов. Стратегия также содержит этапы формирования системы управления рисками, по которой планировалось двигаться ещё с 2012 года, однако организационная платформа для этой системы на тот момент так и не появилась.

Работа над созданием полноценной системы управления рисками в компании продолжается, и в настоящее время ведётся разработка нормативно-методической документации. Как сообщил заместитель руководителя ОНТК – руководитель НТК ОАО «НИИАС» Алексей Замышляев, в этом году будет разработан ряд методик, в частности, оценки рисков, связанных с функционированием железнодорожной электросвязи, моторвагонного подвижного состава  и тягового подвижного состава. Кроме этого, будут решены задачи разработки и создания оценки рисков крушения и аварий вследствие излома рельсов под поездом, а также методики оценки рисков проезда маневровым локомотивом запрещающего сигнала и методические рекомендации по построению матрицы рисков.

Также проводится работа по созданию технологии управления рисками в области безопасности движения. Часть документов была утверждена в 2013 году, в этом году уже практически готова организационная информационная модель управления рисками и методы управления рисками в области безопасности движения. По словам Алексея Замышляева, эти два документа уже находятся на рассмотрении в Департаменте безопасности движения.

В настоящее время ОАО «РЖД» входит в число 12-ти компаний, которые по поручению Правительства РФ внедряют кодекс корпоративного управления, который был принят в марте прошлого года. По решению Правительства данные компании должны стать флагманами и примерами для всего бизнеса в РФ, начав внедрять кодекс корпоративного управления «с себя». Как констатировала представитель компании Ernst&Young, руководитель комитета по управлению рисками при Росимуществе Елена Егорова, в настоящее время процесс находится на стадии внедрения.

«В своей дорожной карте РЖД продемонстрировали блестящий результат», – констатировала она. Помимо этого, на совещании Правительства компания была названа в числе лидеров по внедрению принципов корпоративного управления, включая вопросы управления рисками внутреннего контроля и внутреннего аудита.

В декабре прошлого года вышло поручение Президента РФ о том, что госкомпаниями должны быть реализованы нормативные документы и внедрены положения этих документов в следующих областях: регламент инвестиционной, операционной эффективности и сокращения расходов, внутренний аудит, система управления качеством, система управления рисками и программа инвестразвития.

Следующий этап – директива Правительства, содержащая перечень методических указаний по разработке вышеуказанных документов, а также план по их внедрению. При этом ожидается, что до декабря 2015 года будут не просто утверждены соответствующие документы, но компании уже отчитаются о необходимых мероприятиях. Как выяснилось, поручение вызвало резонанс, ведь долгое время со стороны государства не было такого пристального внимания к управлению рисками и внутреннему аудиту, а также СМК, которые компании добровольно внедряли, понимая их ценность для бизнеса.

Представители Ernst&Young со ссылкой на данные различных исследований констатируют, что показатель доходности тех компаний, в которых существует эффективная система управления рисками, в три раза выше, чем у компаний, где она отсутствует или недостаточно развита.

«Это не просто эффективный инструмент для предвидения негативных событий, но инструмент повышения эффективности в достижении определённых финансовых результатов», – уверена Елена Егорова.

Внимание государства к этому направлению объяснимо: в условиях сложной геополитической, макро- и микроэкономической ситуаций, а также снижения заимствований с международных рынков капитала, вопросы сокращения затрат причём так, чтобы это не влияло на безопасность и надёжность, – выносятся на первый план. И все проводимые в компании и на полигонах дорог мероприятия только подтверждают заинтересованность РЖД в использовании этих инструментов.
Никита Демидов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/