фото: Николай Ембулаев

Всё по местам!

Система 5S в эксплуатационном вагонном депо Пенза-3 стала нормой производства

Наиболее полно основные принципы ведения хозяйственной деятельности по минимизации затрат и повышению эффективности труда нашли своё применение в работе коллектива пункта технического обслуживания (ПТО) эксплуатационного вагонного депо Пенза-3.
Именно сюда приходят тысячи вагонов для технического обслуживания и безотцепочного ремонта, и от скорости и качества работы осмотрщиков вагонов зависят показатели эффективности производства.


С 2011 года в депо активно реализуется проект бережливого производства, построенный на уже известной системе 5S. Ещё тогда, почти четыре года назад, руководство депо взяло за основу комплексное решение реализации этой организации труда. Иными словами, здесь пошли, как говорится, по-старинному дедовскому способу – соединили теорию с практикой. На деле это означало создание в ПТО тренажёрного полигона и учебного вагона-класса с одной стороны, и усовершенствование материально-технической базы и организации труда с другой. Результат такого подхода не заставил себя ждать. В 2014-м коллектив эксплуатационного вагонного депо Пенза-3 в полной мере смог реализовать основные направления программы бережливого производства. 


Но теперь, что называется, разложим всё по полочкам. В депо уже несколько лет действует автотормозной стенд, тренажёр для измерения зазоров различных трущихся частей вагона. На полигоне наглядно выставлены фрагменты подвижного состава с обнаруженными на них дефектами: трещинами в боковых рамах, колёсных парах, дефектов в тормозах, причём с указанием фамилий осмотрщиков, рассмотревших эти изъяны. Так за годы существования полигона осмотрщик Александр Ширчков 10 раз находил трещины на боковых рамах, Виктор Горин – четыре. Самым «зорким» оказался Александр Королёв: 18 вагонов с трещинами боковых рам он забраковал при осмотрах! Высокую ответственность проявил и инструктор депо Павел Комин, не пройдя мимо трещины в колёсных парах. Помимо полигона, на территории ПТО был оборудован вагон-класс, где на стендах вниманию рабочих представлены ходовые части, узлы и устройства. 


Одновременно на ПТО продвигается работа по рациональной организации рабочих мест. В одном из помещений создаётся склад запчастей и оборудуется стенд общего пользования. Если раньше рабочие имели личные комплекты шаблонов (где придётся хранили, нередко теряли), то теперь в начале и конце смены централизованно получали их и сдавали, раскладывая строго по ячейкам. Уменьшилось и количество шаблонов: с 56 до 14. Также оборудована слесарная мастерская с установкой малогабаритных и энергоэкономичных станков. Вместо разбросанных по всей территории ПТО трёхфазных в одном помещении были размещены импортные станки – заточный, фрезерный, сверлильный, трубонарезной и деревообрабатывающий, позволяющие выполнять основные виды ремонтных работ с минимальным расходованием электроэнергии.


«То, что мы видим на ПТО, характерно и для других подразделений, в частности, механизированного пункта ремонта грузовых вагонов, - рассказывает начальник эксплуатационного вагонного депо Пенза-3 Геннадий Зудин. – В последние годы мы получаем значительную экономию средств за счёт рационального использования теплоэнергоресурсов. Например, отказались от подачи тепла из центральной котельной и стали устанавливать на местах индивидуальное электроотопление. Экономия налицо. Меняем в местах встреч прожекторные установки ДРЛ на энергосберегающие лампы светодиодного освещения. Хорошо зарекомендовала себя действующая с 2011 года работающая в автоматическом режиме модульная компрессорная станция МКС-20,4-9. За 2011 год экономический эффект от внедрения этой компрессорной составил 1072,31 тыс. руб.


В 2014 году система мер по снижению эксплуатационных затрат путём внедрения принципов бережливого производства была особенно эффективной и дала неплохие результаты. Если за 2013 год экономический эффект от реализации проектов бережливости составил 57 тыс.руб., то за 10 месяцев 2014 года уже 292 тыс. руб.».


В заключении добавим, что на предприятиях Куйбышевской железной дороги и в целом в ОАО «РЖД» в нынешних экономических условиях развертывание проекта рационального хозяйствования 5S приобретает новый смысл и дополнительный импульс.

Николай Ембулаев
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/