Шаги во взрослую жизнь

Ранняя профориентация и поликультурное образование помогут малышам в будущем

Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период высоких человеческих начал. С раннего возраста необходимо заложить у детей нравственные основы, которые сделают их устойчивыми к нежелательным жизненным ситуациям, научат правилам общения и умению жить среди людей. Детский сад № 118 ОАО «РЖД» (г. Самара) – отличный помощник родителям в воспитании и гармоничном развитии малышей.
Среди приоритетных направлений деятельности учреждения – ранняя профориентация и нравственно-патриотическое воспитание в рамках программы поликультурного образования. 

«Все профессии важны»
«В дошкольном возрасте формируется любознательность, - говорит заведующий детским садом Алла Зыбанова. –  Родители наших воспитанников трудятся на железной дороге, а для детей этого возраста естественен интерес к работе взрослых, желание получить профессию «как у папы или мамы».


Ведущий вид деятельности малышей – это игра. На занятиях и в свободной деятельности воспитатели развивают интерес детей к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через игру и игровые приёмы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию. 


Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, примеряют на себя роли проводников, осмотрщиков вагонов, путейцев, машинистов, работников вокзала и др. 


Педагоги разработали цикл авторских методик по данной теме, которые используют в работе. Особенно любят малыши сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: «Путешествие на поезде», «Мы – железнодорожники», «На станции» и др.


«Конечно, в игре ребёнок не может приобрести профессиональных умений, присущих той или иной железнодорожной професии, - объясняет старший воспитатель Наталья Погодина. – Однако, играя, дети учатся комбинировать свои жизненные впечатления с теми знаниями, которые они черпают из рассказов, фильмов, книг. Со временем наши воспитанники начинают неплохо ориентироваться во взаимосвязях различных специалистов, работающих на железной дороге, выбирают для себя конкретную профессию».


Инсценировки и занятия-спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев специально сшитую для этого соответствующую форму, превращаться в строгого ревизора, ответственного начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, приветливую проводницу, вежливого кассира, энергичного дежурного по вокзалу.


Вместе с воспитателями разыгрываются целые сценки, в которых дети, играя, учатся правильно вести себя на объектах железнодорожного транспорта: в поезде, на платформе, на вокзале, на пешеходном переходе через пути.


«При ознакомлении с профессиями железнодорожников ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей-дошкольников мышление наглядно-образное, - рассказывает старший воспитатель Галина Валявина. – Вместе с родителями мы оборудовали небольшой музей. Среди его экспонатов,помимо фотографий, документов, книг и профессиональной атрибутики, у нас есть макет железной дороги со станциями, мостами, вокзалами, подвижным составом».


Для проведения занятий педагоги используют технические средства. Малышам очень нравится пользоваться интерактивной доской. С её помощью дети учатся мыслить логически, подбирая на экране изображения предметов, относящихся к железной дороге.


Сформировать у детей элементарные представления об общественной значимости той или иной железнодорожной профессии помогают «Встречи с интересными людьми», тематические экскурсии в локомотивное депо, на вокзал, в железнодорожный музей. Особым вниманием детей пользуются альбомы  и стенгазеты о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. 


Страна дружбы и понимания
Поликультурное образование  формирует у детей положительное отношение к представителям других национальностей. Для маленького ребёнка не существует понятия «свой» и «чужой» в национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и деятельностном уровнях.


В детском саду  с помощью приобщения воспитанников к различным культурам по крупицам создают  фундамент для успешной интеграции ребёнка в многонациональное общество. 


В дошкольном учреждении оборудована мини-горница, в которой ребятишки знакомятся с  бытом, традициями, ремёслами народов Поволжья: русской, татарской, чувашской, мордовской  национальностей. 


Наблюдая, как малыши мастерят куколок и обереги, устраивают посиделки за русским  самоваром, а спустя некоторое время, облачившись в национальные костюмы, с удовольствием исполняют мордовские, башкирские или татарские песни и танцы, понимаешь, что именно здесь зарождается «зерно» толерантности, интерес и уважение  к культуре разных народов.


Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания строится под девизом «Все друг другу мы нужны». К работе по приобщению детей к  истокам русского народного творчества воспитатели активно привлекают  родителей воспитанников.Стало доброй традицией проводить совместные фольклорные праздники.


Малыши из детского сада № 118 –  дружные, уважающие и трепетно относящиеся к сверстникам другой национальности. А их воспитатели стараются, чтобы детские навыки общения их воспитанники перенесли во взрослую жизнь.

Светлана Мяченкова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/