фото: Александр Викторов

По ту сторону колеса

Старший осмотрщик-ремонтник вагонов Андрей Кукуев предотвратил сход поезда с особо опасным грузом

Тот день, 25 марта 2014 года, начинался для Андрея Кукуева как обычно: прошёл инструктаж по безопасности движения поездов и вышел с осмотром на станцию Ульяновск-Центральный, куда должен был прибыть с минуты на минуту грузовой поезд с особо опасным грузом: сжиженным газом.

«Обрабатывали состав с двух сторон в две группы, - вспоминает Андрей. – Обычный осмотр, каких у нас бывает немало за рабочую смену. Единственное – внимательность усилили, ведь цистерны были заполнены газом».


При осмотре одного из вагонов Андрей Кукуев обнаружил трещину ступицы колеса колёсной пары. Определил её визуально, когда подлез под вагон с внутренней стороны колеса.


«Такая неисправность, как трещина ступицы колеса, встречается крайне редко,  - поясняет заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле Валерий Хайбулкин. – Выявляется она в большинстве своём только с помощью дефектоскопа. Чтобы обнаружить её визуально, нужно проявить незаурядные способности, подлезть под колёсную пару так, чтобы увидеть дефект с внутренней стороны колеса. Андрей Кукуев – большой молодец, он нашёл трудновыявляемый дефект, который определяют, как правило, с помощью специальной техники. Вероятно, дефект произошёл из-за неправильного формирования колёсной пары при изготовлении».


Отметим, что злополучная колёсная пара №32021, как записал осмотрщик, была изготовлена ещё в далёком 1995 году на Люблинском литейно-механическом заводе. И сколько времени трещина просуществовала в детали колеса – одному Богу известно. Но факт профессионального подхода к делу осмотрщика с Куйбышевской магистрали – налицо. Не прояви Кукуев бдительность, последствия могли быть самые серьёзные: произошёл бы излом колеса и, как следствие, сход вагонов с опасным грузом.


«Подобный случай обнаружения дефекта нашим работником произошёл впервые, - рассказывает исполняющий обязанности начальника ПТО Ульяновск Андрей Гришин. – Неисправный вагон был немедленно отцеплен. При проведении визуального осмотра и неразрушающего контроля с помощью дефектоскопа выявлена трещина на поверхности ступицы колеса длиной 100 мм. А после проведения зачистки дефектного участка обнаружились следы наплавки и расслоение металла шириной от 12 до 16 мм».


За проявленную бдительность Андрей Кукуев был поощрён денежной премией. Он работает осмотрщиком-ремонтником вагонов 15 лет. В эксплуатационное вагонное депо Круглое Поле пришёл после службы в армии. Работа пришлась по душе.


По совету Андрея на станцию Ульяновск-Центральный устроилась и его супруга Татьяна.


«Главный секрет при осмотре вагонов – быть предельно внимательным, - считает Андрей. – Любая мелкая неисправность влечёт за собой цепочку крупных последствий. К примеру, неисправность тормозной системы – к дефекту колёсной пары, неисправность колёсной пары – к дефекту тележки либо боковой рамы. Стараюсь всегда тщательно осматривать каждую деталь и ещё – не поддаваться лени, ведь не прогнись ужом под вагоном – неизвестно, чем бы всё могло закончиться».

Александр Савенков
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/