фото: Роман Вяткин

Идеи на взлёте

Инновационная деятельность молодёжи создаёт на Куйбышевской магистрали предпосылки для технологического прорыва

На Куйбышевской железной дороге завершился отборочный этап молодёжного конкурса инновационных идей.
В этом году конкурс вызвал огромный интерес со стороны талантливых сотрудников компании. Как рассказала начальник сектора реализации молодёжной политики Елена Бородина, на стадии приёма заявок поступило 99 молодёжных проектов, из которых после тщательного отбора на эффективность, реализуемость и актуальность осталось только 60.

К числу этих критериев вполне можно добавить и зрелищность. На фоне презентаций при постоянном мелькании гаджетов регулярно раздаётся странный гул – над залом взмывает беспилотный летающий аппарат. Для Алика Юмаева из Уфимского РЦС это не просто проект, это часть хобби – вполне жизнеспособная его адаптация к железнодорожным реалиям: от контроля за состоянием кабеля до возможности получать полномасштабную картину происходящего на лавиноопасных участках или во время ликвидации ЧС.


«Достаточно оснастить беспилотник  подвесным оборудованием: обычной или широкоформатной камерой, а можно и тепловизором, чтобы выявить очаг пожара, - рассказывает Алик об особенностях использования подобной техники. – Как вариант – использование его для нужд экологов, когда в атмосфере присутствуют газы и нахождение в этой зоне человека может быть опасным, а вот для беспилотника это не проблема, особенно с газоанализатором».


Пока аппарат с камерой в очередной раз, уже на «бис», парит над залом, Алик на планшете демонстрирует в режиме он-лайн картинку, на которой собравшиеся одинаково восхищёнными глазами наблюдают за полётом.


Опуститься с небес на землю предложили авторы проекта «Реконструкция трубопроводов закрытым способом с применением метода санации». Команда единомышленников из Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению нацелена проводить восстановление водопроводных сетей в условиях бесперебойного движения железнодорожного транспорта. Намерена молодёжь Дирекции активно развивать и другие направления, например, автоматизацию и диспетчеризацию управления котельными. По словам главного инженера Дирекции Михаила Щукина, это глобальные проекты – переход от программ перевода котельных с мазута на альтернативные виды топлива к созданию на базе одной из них – на Сызрано-Октябрьском узле – диспетчерского центра с автоматизированной системой управления и аварийной диспетчерской службой.


Куйбышевский ТЦФТО представил сразу несколько проектов, уже получивших одобрение ЦФТО и ориентированных на совершенствование взаимодействия с грузоотправителями. Например, «Интерактивная единая база клиентов» позволит оценивать качество транспортного обслуживания клиентов и оперативно устранять причины, негативно влияющие на деятельность перевозчика. Авторы уверены, что это поспособствует возвращению клиентов, которые успели переориентировать свои интересы на альтернативные виды транспорта.


«Сейчас готовится техническое задание, которое будет направлено в ЦФТО, поскольку для дальнейшего продвижения проекта необходим сервер, - рассказала инженер ТЦФТО Алина Чебурахина. – Рассчитываем, что к 1 июня сформированная программа появится на сервере, а затем силами агентств начнётся её заполнение».


В основном идеи пока ориентированы на полигон Куйбышевской магистрали, однако авторы «Калькулятора логистических услуг» настроены на перспективное сетевое будущее. Как рассказал агент ЛАФТО Жигулёвское Море Алексей Карпухов, данный продукт предназначен для оперативного расчёта стоимости транспортировки груза с учётом любого количества логистических звеньев в предполагаемой перевозке.


«Поводом для появления «калькулятора» послужило несовершенство технологии обслуживания «от двери до двери». Пока клиентам, чтобы оформить  и рассчитать перевозку, необходимо обращаться в разные структуры. С помощью нашей программы станет возможным автоматически рассчитывать стоимость перевозки по кратчайшему расстоянию с разложением по статьям расходов всех бизнес-единиц. Новый ресурс объединит всех наших логистов», - уверен Алексей и пояснил, что для полной реализации проекта потребуется его интеграция в систему Интранет.


Задачу предвидеть потребности РЖД постарались многие авторы. Помочь в освоении новой для Куйбышевской технологии призвана разработка Александра Козырева из ОПМС-61, предложившего механизировать процесс укладки объёмной георешётки.


Применить инновационные технологии на вокзальном комплексе Самара предлагают авторы проектов Куйбышевской РДЖВ. По словам главного инженера Дирекции Евгения Коноплёва, часть поставленных задач уже успешно реализована, например, раздельный сбор мусора и экономия расхода водных ресурсов, а вот вопрос с оптимизацией эксплуатационных затрат на отопление ещё предстоит решить. Связано это, прежде всего, с особенностями покрытия стёкол вокзала, которые со временем из-за перепадов температур начинают терять свои теплоизоляционные свойства. Для разрешения этой проблемы молодёжное сообщество предлагает нанести на остекление конкорса энергосберегающее покрытие.


Не отстают от новичков и опытные разработчики. Один из победителей «Нового звена» прошлого года, преподаватель Куйбышевского УЦПК Антон Клепиков со своей командой решил, что нельзя спокойно почивать на лаврах, и представил лекционный курс по изучению корпоративной культуры для рабочих кадров.


«Сейчас большое внимание уделяется молодым специалистам и руководителям – их обучают в корпоративных университетах, а вот большой кластер рабочих остаётся незадействованным. Необходимо развивать корпоративную целостность как у руководителей, так и работников», - уверен он.


Инновационные молодёжные идеи затронули все сферы: от создания клиентоориентированных сайтов и энергооптимального расписания до он-лайн гимнастики.


«После изучения всех презентаций ещё раз убедилась, как много у нас талантливых ребят, и как много нерешённых пока проблем, - констатировала главный инженер Куйбышевского ТЦФТО Елена Хабарова. – Стоит отметить высокий уровень подготовки всех участников, с невероятным оптимизмом и энергией рассказывающих о своих проектах, в которых нашлось место как креативным идеям и зрелищности, так и жизненно важным для магистрали вопросам безопасности движения».


В ближайшее время экспертное сообщество сформирует окончательный список проектов для участия в Слёте молодёжи Куйбышевской железной дороги, который пройдёт в мае этого года.

Александр Северов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/