фото: Николай Ембулаев

Каждый выбирает по себе

Возобновление пригородного сообщения обойдётся регионам дороже, чем его поддержка

Сергей Антипенко, начальник Куйбышевской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре
На состоявшемся недавно совещании у председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева была одобрена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план по её реализации.

- Сергей Иванович, после одобрения Концепции на столь высоком уровне на каких принципах будет строиться взаимодействие участников перевозочного процесса и субъектов РФ?


–  Данный документ закрепляет ответственность правительств субъектов федерации за организацию пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. В соответствии с одобренным проектом Концепции государство берёт на себя обязанность финансировать инфраструктуру, а регионам предоставлено право формировать транспортный заказ, который будет согласовываться Министерством транспорта России.


В основу организации перевозок в пригородном железнодорожном сообщении положен долгосрочный транспортный заказ (региональный заказ), обеспечивающий создание условий для эффективной реализации регионами функций заказчика услуг и предсказуемость взаимоотношений заказчика и перевозчика на период действия контракта.


Также определён и срок действия контракта – 15 лет (долгосрочный транспортный заказ). Стоит отметить, что допускается и более длительный срок контракта при необходимости окупаемости инвестиций перевозчика. Контракт будет содержать данные о размерах движения, прогнозном пассажирообороте, условия продажи билетов и контроля количества пассажиров, а также требования к уровню и качеству обслуживания, инвестиционные обязательства перевозчика и многое другое.


Кроме того, в Концепции подтверждена обязанность региональных властей регулировать тарифы с условием обеспечения за счёт средств бюджета финансирования деятельности пригородных пассажирских компаний.


- Какие в связи с этим перспективы открываются перед пригородным комплексом?


– Ответственность государства по субсидированию инфраструктуры для пригородных компаний закреплена на 15 лет в размере 24,4 млрд руб. ежегодно.


Гарантированное субсидирование услуг железнодорожной инфраструктуры хоть и не обеспечит полного покрытия расходов РЖД на инфраструктуру, но значительно сократит нагрузку на региональные бюджеты.


Необходимость согласовывать свой заказ на транспортное обслуживание железнодорожным транспортом в Минтрансе Российской Федерации обяжет региональные власти закладывать в бюджете финансовые средства на возмещение перевозчикам выпадающих доходов, связанных с государственным регулированием тарифов сопоставимые заявляемым размерам движения.


- В конце прошлого года перед пригородными компаниями была поставлена задача – заключить договоры только на ту сумму, которая запланирована в региональных бюджетах. Насколько успешной может оказаться такая тактика?


– Решением совета директоров ППК, проведённым в четвёртом квартале минувшего года, генеральным директорам ППК было поручено заключить на 2014 год договоры с регионами только на объёмы и сроки, обеспечивающие безубыточную деятельность перевозчиков.


В результате, учитывая предусмотренные местными органами власти в бюджетах субсидии, на сегодняшний день из шести заключённых договоров с субъектами Российской Федерации на полигоне обслуживания ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» и ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» на весь период 2014 года договоры заключены только с Республикой Башкортостан, Оренбургской и Самарской областями.


- Как складывается ситуация в других регионах, ведь полигон обслуживания у ППК охватывает территории ещё целого ряда субъектов?


– По Ульяновской области договор заключён на первое полугодие, по Пензенской области – со сроком действия до 15 апреля, по Республике Мордовия – на первый квартал.


В адрес руководителей данных субъектов Российской Федерации в марте направлены обращения о возмещении потерь в доходах пригородной компании-перевозчика и пролонгации договоров на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом.


Однако никаких конструктивных мер со стороны региональных властей не принимается. Поэтому в связи с окончанием срока действия этих договоров, невыполнением обязательств региональными властями по компенсации выпадающих доходов от пригородных перевозок в полном объёме и отсутствием решения по дальнейшему финансированию разработан график поэтапной отмены пригородных поездов.


Так, будут отменены, сокращены маршруты следования и периодичность курсирования пригородных поездов по ряду направлений. В частности, с 1 апреля 2014 года – для восьми пригородных поездов на направлениях: Красный Узел – Рузаевка, Сызрань– Инза, Ульяновск – Димитровград – Нурлат. С 15 апреля – для 24 поездов, а с 1 июня вынужденные меры коснутся ещё 43 пригородных поездов на территории Пензенской, Ульяновской областей и Республики Мордовия.


Отмену каждого поезда мы воспринимаем с болью в сердце. Понимаем, что со стратегической точки зрения – это неправильно. Но это, к сожалению, вынужденная мера. Если в регионах готовы отказаться от части перевозок пригородными поездами или полностью заменить их автобусами – их право. Мы не станем навязывать свою услугу, а поэтапно сократим присутствие до желаемого регионами. Приведём имущественные ресурсы и штатную численность обслуживающего персонала в соответствие с выполняемыми объёмами перевозок. Только в этом случае надо учитывать, что запустить пригородное сообщение снова будет очень дорого.


Хочу отметить, что пригородное железнодорожное сообщение во всём мире решает задачи стимулирования мобильности граждан, а значит и экономического роста, социальной политики, сохранения окружающей среды в регионах.


- Насколько успешно решается вопрос погашения задолженностей прошлых лет?


– Убытки пригородных компаний-перевозчиков за 2011 год составляют 300,7 млн руб., за 2012 год – 384,7 млн руб., а за 2013 год уже 426,2 млн руб.


В настоящее время ОАО «Самарская ППК» в судебном порядке реализуется процедура взыскания с регионов-неплательщиков убытков, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки в 2011 году. Иски удовлетворены по четырём субъектам РФ – это Республика Мордовия, Оренбургская, Тамбовская и Рязанская области, на общую сумму 49,9 млн руб.


В отношении правительств Пензенской и Ульяновской областей продолжается арбитражная процедура взыскания убытков. В дальнейшем, аналогичная судебно-арбитражная работа будет продолжена по долгам за 2012 и 2013 годы.


Учитывая, что в 2014 году предполагается погашение потерь перевозчиков, связанных с государственным регулированием тарифов только на 64,2%, убытки от пригородных перевозок составят 502 млн руб.


В дальнейшем такая ситуация может привести не только к сокращению размеров движения, составности поездов, но и к полному прекращению железнодорожного пригородного сообщения на отдельных направлениях, что невыгодно ни регионам, ни перевозчику.

Беседовал Александр Северов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/