Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Архив ПМС-148

Линия бережливости

Путейцы нацелены на эффективность труда и экономию ресурсов

Основной задачей бережливого производства работники путевого комплекса считают снижение непроизводительных расходов с гарантией качества труда при эффективной системе мотивации.

Путейцы выбрали несколько направлений в своей деятельности, чтобы не распыляться по всем проблемам.


Они повышают эффективность процессов по текущему содержанию пути, увеличивают ресурс стрелочных переводов, сокращают протяжённость участков пути с ограничением скорости грузовых поездов с порожними вагонами до 60 км/ч.


Кроме того, ими проводятся совмещённые «окна». Вместе с другими хозяйствами (энергетиками и эсцебистами) в сравнении с 2012 годом такая организация работы увеличена на 14%.


Благодаря действиям работников ПМС повышается эффективность технологических процессов переборки, сборки  РШР (рост производительности – на 6,3%), идёт оптимизация технологических процессов сборки, укладки стрелочных переводов.


Внедряются технологии  «закрытых окон». К примеру, таким образом подвергнуты ремонту 57,3 км пути (21 «окно»).


Общий экономический эффект по всем направлениям составил 1599,9 тыс. рублей.


В соответствии с Положением о дополнительном премировании поощрён 81 работник, активно участвующий в проекте. На благое дело направлено около 250 тыс. рублей.


Несколько эпизодов из жизни путейцев наглядно показывают ход реализации проектов.


Суть процесса оптимизации переборки железобетонной  старогодной рельсошпальной решётки в ПМС-208 заключается в следующем. Если до внедрения проекта бережливого производства для переборки старогодной РШР использовались два козловых крана, то после внедрения проекта применяются специальная траверса для уборки и раскладки рельсов и один козловой кран КПБ-10 (вместо 2-х козловых кранов). Кран освобождается для другой работы.


«Экономический эффект достигнут за счёт уменьшения количества исполнителей – монтёров пути и машинистов козлового крана», - говорит главный инженер ПМС-208 Михаил Моисеев. При этом он подчёркивает, что экономия достигнута не за счёт сокращения численности работников, а за счёт использования крановщика на других работах и экономии электроэнергии на эксплуатацию одного козлового крана.


В дополнение к этому процессу улучшения минимизированы работы по уборке и погрузке старогодных железобетонных шпал, подлежащих утилизации, сразу в полувагон без предварительного складирования, а также выгрузка старогодной рельсошпальной решётки  идёт сразу с платформ на разборочный стенд для переборки. По словам Михаила Моисеева, за девять месяцев 2013 года экономия составила  17158 руб. 


Главное же в том, что на выходе процесса получается качественная готовая продукция – звенья перебранной рельсошпальной решетки на скреплении КБ. Такая рельсошпальная решётка используется для производства капитальных ремонтов пути силами ПМС-208, также она отгружается в другие путевые машинные станции.


Все члены рабочей группы ПМС-148 прошли обучение по теме «Применение элементов бережливого производства при ремонте пути». Они поставили перед собой цель устранить затраты, не добавляющие ценности в процессе укладки стрелочных переводов. 


Как рассказал главный инженер ПМС-148 Андрей Стрельцов, по каждой технологической операции найдено время добавления ценности и время выполнения заказа. Произведён подсчёт эффективности процесса сборки одного стрелочного перевода, которая составила 96%.


«При анализе данного потока создания ценности были выявлены операции, не добавляющие ценности: устройство шпальных выкладок и работа по вырезке балласта машиной МКТ, - пояснил он. – Мы пришли к выводу, что на три процента можно снизить непроизводительные потери за счёт уменьшения времени на сортировку накладок, стыковых болтов. На столько же сократить непроизводительные потери при вырезке загрязнённого балласта и при формировании балластной призмы, и при подъёмке-выправке стрелочных переводов».


На данный момент эффективность процесса укладки стрелочных переводов составляет 94%. Показатели получены за счёт вырезки старого балласта фронтальным погрузчиком Б-160 вместо машины МКТ и выгрузки нового балласта из думпкаров перед укладкой стрелочного перевода  вместо производства шпальных выкладок. Экономический эффект на сегодняшний день составляет около 20 тыс. рублей.


А в ПМС-209 взялись за совершенствование звеноразборочного стенда при демонтаже деревянной РШР, при этом добились сокращения времени выполнения работ на линии стенда  на 22%.


«На демонтаж деревянной рельсошпальной решётки  в год  затрачивается 1482 часа, - рассказывает главный инженер ПМС-209  Алексей Юдин. – Но при высокой плюсовой температуре в летний период гидравлическое масло нагревается и теряет вязкость, из-за чего  происходит простой  около 217 часов год. Так же когти, состоящие в агрегате, изготовлены из стали СТ-25.  При постоянной нагрузке и  отрицательной температуре они имеют низкую  прочность, что приводит к излому. Потеря времени на замену составляет около 109 часов в год. Общий простой в год – 326  часов».


Установка радиатора на гидроаппаратуру для охлаждения гидравлического масла и замена когтей, изготовленных из высоколегированной стали, позволили повысить производительность труда, предотвратить повреждения гидрооборудования и простой машины до восстановления работоспособности, существенно сократили время проведения планово-предупредительных ремонтов, повысили остаточный ресурс гидроаппаратуры и агрегатов. Годовой экономический эффект получен в размере 66314 рублей.


В 2013 году Куйбышевская дирекция по ремонту пути ожидает  от внедрённых проектов бережливого производства около двух миллионов рублей экономического эффекта. В движение бережливых включились все работники Дирекции. Если в начале года они намечали усовершенствовать 15 техпроцессов, то к концу года в работе оказались 17 техпроцессов, которые будут обязательно улучшены.

Владимир Акшаев
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/