фото: Николай Ембулаев

Испытание зимой

Оператором дефектоскопной тележки в холодный период может быть специалист не ниже 7-го разряда

Зима не за горами. Для многих железнодорожников, чья работа связана с пребыванием на открытом воздухе, это время серьёзного испытания. Особенно оно коснётся так называемых «первозимников» – тех, кому впервые придётся в экстремальных условиях зимы проверить качество своих профессиональных навыков и знаний.

Один из таких специалистов – оператор дефектоскопной тележки участка диагностики Самарской дистанции пути Максим Ольхов. На железной дороге он не новичок. После окончания в 2006 году Самарской государственной академии путей сообщения по специальности «Путь и путевое хозяйство» работал в Кинеле в ПЧ-12 монтёром и брагадиром, а с февраля этого года трудится здесь, в Самаре, оператором 5-го разряда. «Чтобы быть ведущим оператором дефектоскопной тележки нужен 7-ой разряд: работа очень ответственная, особенно в зимний период, требует большой практики», - говорит мастер, ветеран производства Николай Цыпкайкин. Максим сейчас интенсивно стажируется, и ближе к новому году будет повышать разряд. Но, даже имея 6-ой разряд, он все равно пойдёт только вторым оператором и будет набираться необходимого опыта.


«Опытный дефектоскопист по звуку определяет неисправность рельса где бы то ни было: в шейке, головке, подошве, стыке. Но зимой всё гораздо сложнее. Рельсы леденеют, пропадает контакт. Бывает так, что при температуре минус 30-35 градусов, на ветру и впотьмах, вручную, без перчаток, используя контактирующую жидкость, операторы проводят уточняющий контроль, ищут причину отсутствия контакта. Вот тогда-то и требуются от них и опыт, и мужество, и терпение, и настойчивость», - рассказывает заместитель начальника ДИЦДМ Евгений Сидорин. Поэтому операторы проходят серьёзную подготовку, и процесс обучения у них по большому счёту никогда не прекращается: курсы повышения квалификации, сдача на разряд, семинары, практикумы и конкурсы профессионального мастерства, а также ежедневный инструктаж, – постоянные спутники их профессионального самоконтроля, а значит, и роста.


«Я понимаю, что на операторе дефектоскопной тележки в зимнее время большая ответственность», - говорит Максим Ольхов. – Поэтому стараюсь рационально использовать рабочее время для приобретения теоретических и практических знаний».


Операторы проходят 5-7 километров ежедневно по заданному участку пути и больше ухом, чем глазом (глаза от монотонности картинки быстро «замыливаются»), определяют неполадки рельсового пути. У Максима Ольхова в ближайшей перспективе получение высшего разряда оператора и выход на линию на следующую зиму ведущим оператором.

Николай Ембулаев
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/