16 апреля 2021 04:42

16 апреля 2021 04:42

фото: Роман Вяткин

Инфраструктурный ренессанс

Вокзалы трансформируются в центры экономической и социальной активности

Евгений Коноплёв, главный инженер Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов
После «интровертного» периода вокзальные комплексы переходят на новый формат развития инфраструктуры и оказания услуг.

- Евгений Геннадьевич, с чем связан всплеск строительной активности?


– Сегодня плодотворно выстраиваются отношения с органами власти субъектов РФ, находящихся на полигоне ответственности Куйбышевской магистрали. Многие проекты, направленные на создание комфортных условий для клиентов, реализуются на принципах частно-государственного партнёрства. Так, проведён капитальный ремонт вокзалов Саранск и Рузаевка, реконструированы малые вокзалы в Республике Татарстан.


Недавно в рамках празднования 350-летия города Пензы его жителям был презентован обновлённый облик вокзала станции Пенза-1. Пока завершён только первый этап работ по этому объекту. В результате полностью изменился внешний облик здания и гостиницы. В перспективе модернизация затронет пассажирские платформы, системы отопления и водоснабжения, будут проведены интерьерные работы.


В ближайшее время откроет двери пассажирам после капитального ремонта вокзал Кузнецк.


На днях между Дирекцией железнодорожных вокзалов и правительством Ульяновской области было подписано Соглашение о сотрудничестве, которое подразумевает совместную реализацию проекта «Реконструкция железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный и обустройство прилегающей территории». Проектно-изыскательские работы будут выполняться одновременно по всем четырём стадиям запуска до конца 2014 года. Финансирование проекта сторонами будет осуществлено на паритетных началах, в том числе с привлечением частных инвестиций.


- Летом этого года вновь поднимался вопрос о дальнейшей судьбе проектов-долгостроев – вокзалов Уфа и Самара. Так как же в ближайшем будущем сложится судьба этих крупнейших вокзальных комплексов?


– Необходимость завершения реконструкции вокзала Уфа понимают все заинтересованные стороны. Тем более, что на заседании организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства нашей страны в Шанхайской организации сотрудничества в 2014-2015 годах и в Объединении БРИКС под председательством помощника Президента РФ Ю.В.Ушакова установлен срок ввода объекта в эксплуатацию – 1 апреля 2015 года. В настоящее время проектно-сметная документация на реконструкцию вокзала Уфа разработана в полном объёме.


Реализовать проект планируется в несколько этапов. Первый из них приходится на 2014 год, когда должны будут завершиться работы по реконструкции существующего здания вокзала: перепланировка первого этажа, фасад и козырёк над перроном. Кроме этого, завершится реконструкция вставки и конкорса, а также строительство новой 4-ой платформы.


На втором этапе – 2014 - 2015 годы – запланирована реконструкция подземного перехода, в том числе введение в эксплуатацию лифтов для маломобильных категорий населения. Планами предусмотрено удлинение участка подземного перехода, возведение гостиницы на 100 номеров, устройство открытых наземных автостоянок на 130 машино-мест, а также благоустройство привокзальной территории. Запланирована реконструкция и уже существующих платформ.


- Какие перспективы у вокзала Самара?


– Для обеспечения полного технологического цикла работы вокзального комплекса Самара дополнительных площадей не требуется. В связи с этим среднесрочной инвестиционной программой ОАО «РЖД» работы по строительству второй очереди вокзала не предусмотрены.


Однако в связи с проведением в Самаре матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года, необходимо придать вокзалу законченный архитектурно-художественный облик. В качестве одного из вариантов решения данного вопроса является строительство на средства инвестора торгово-офисного центра в едином архитектурном стиле с вокзалом, непосредственно примыкающего к существующему зданию. Сейчас для привлечения потенциальных инвесторов Куйбышевской железной дорогой разрабатываются предпроектные предложения.


- Для расширения комплекса услуг компания развивает интермодальные перевозки. Насколько активно в этот процесс включилась Куйбышевская РДЖВ?


– В последние годы произошёл переход от внутреннего развития вокзальных комплексов к развитию по модели модально-пересадочных узлов. Это актуально, в первую очередь, для пассажиров. Уже сейчас по вокзалу Самара действует договор на въезд маршрутных такси следующих в Тольятти. В октябре 2013 аналогичные договоры будут заключены с автоперевозчиками по вокзалам Набережные Челны и Чапаевск. В настоящее время ведутся работы по ограждению и благоустройству привокзальной территории вокзала Чапаевск. Данные работы будут продолжены и завершены в 2014 году.


- Насколько планы развития вокзальных комплексов учитывают потребности маломобильных категорий граждан?


– Вокзалы являются ключевыми центрами инновационного развития в рамках идущих в России федеральных программ. Поэтому в ходе проведения реконструкции и ремонтных работ вокзальных комплексов Куйбышевской РДЖВ в обязательном порядке учитываются потребности маломобильных групп населения.


Всего за время существования Куйбышевской РДЖВ – с апреля 2007 года – проделана огромная работа по созданию безбарьерной среды на территории вокзальных комплексов: оборудованы места парковок автотранспорта для инвалидов на привокзальных территориях вокзалов. Также определены места для комфортного пребывания таких пассажиров, а в залах ожидания размещены пиктограммы с указанием номеров контактных телефонов ответственных работников вокзалов. Окно справочного бюро вокзала Самара дополнительно оснащено монитором, на котором размещается информация для пассажиров с ослабленным слухом.


Только в этом году оборудованы специализированные кабины для инвалидов-колясочников в санитарно-гигиенических комнатах вокзалов Сызрань-Город, Чапаевск, Пенза-1, Зубова Поляна и Ульяновск-Центральный. Появились тактильные полосы безопасности на перронных платформах вокзалов Ульяновск-Центральный, Кузнецк и Аша. Кроме этого, на территории 19-и железнодорожных вокзалов оборудованы окна билетных касс на доступной для инвалидов-колясочников высоте. На 20-ти вокзалах все необходимые входы оборудованы пандусами, а телефоны-автоматы размещены на доступной высоте.


По инвестиционной программе ДЖВ вок-залы Самар, Уфа и Ульяновск-Центральный обеспечены подъёмными платформами для посадки инвалидов-колясочников в вагон. Устанавливаются откидные платформы для подъёма инвалидов на верхние этажи на вокзалах Набережные Челны, Ульяновск-Центральный, Бугульма и Саранск.


Однако предусмотренные законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами, поэтому ограниченность финансовых средств не позволяет решить весь перечень вопросов по настоящей проблеме в полном объёме.


Тем не менее, понимая значимость данного вопроса и учитывая его социальную направленность, в Региональной дирекции разработан долгосрочный план. В него включены мероприятия, которые могут быть реализованы за счёт эксплуатационных средств Куйбышевской РДЖВ, и мероприятия, реализация которых возможна только при реконструкции вокзальных комплексов.

Беседовал Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30