19 апреля 2021 03:10

19 апреля 2021 03:10

фото: Роман Вяткин

Промышленная агломерация

Дорога поддержит производственную активность региона

Ринат Яруллин, заместитель главного инженера Куйбышевской железной дороги
До 2020 года ОАО «РЖД» планирует вложить в проекты развития транспортной инфраструктуры Камского инновационного территориально-производственного кластера более 8 млрд руб.

- Ринат Фаритович, почему в последнее время Камскому региону уделяют пристальное внимание даже на самом высоком – правительственном уровне?


– Камский регион Республики Татарстан с его динамично развивающимся промышленным потенциалом за последний год внёс самый заметный вклад в увеличение погрузки на территории Куйбышевской железной дороги.


На факторы опережающего развития влияет уникальное географическое положение: по его территории проходят ключевые магистральные железнодорожные и водные пути, автомобильные дороги и воздушные трассы, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров во всех направлениях выгодное географическое положение региона, значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов.


В Камский промышленный кластер входят крупнейшие татарстанские предприятия по нефтегазопереработке и нефтехимии, такие, как «ТАИФ-НК», «Танеко», КАМАЗ и другие. Кроме того, в Татарстане в устье реки Свияги сейчас строится масштабный логистический узел – Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (СММЛЦ), который должен стать ядром транспортно-логистической системы перевозки грузов в Поволжском регионе. Проект планируется завершить в 2018 году.


По словам  спикера Госсовета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина, к 2020 году валовый региональный продукт Камского промышленного узла должен составить 1,1 трлн рублей, объём отгруженной продукции – на 2 трлн руб., объём инвестиций – 600 млрд руб.


На сегодняшний день, с учётом перспективных планов Камского экономического района, необходимо выполнить оценку прироста объёмов перевозок, на базе которой может быть сформирован перечень мероприятий по усилению железнодорожной инфраструктуры участка и станций примыкания с разбивкой по годам и определением источников финансирования.


- Как впишется в этот формат строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Казань – Екатеринбург?


– Прогнозируется, что скоростная железнодорожная магистраль Москва – Казань –Екатеринбург пройдёт через город Набережные Челны и станет важной частью инфраструктуры Камского промышленного узла.


Железная дорога Москва – Казань –Екатеринбург – кратчайший участок трансконтинентальной железнодорожной магистрали Берлин – Москва – Дальний Восток. Так называемый «Казанский ход» не только самый короткий, но и скоростной, так как имеет наилучший профиль железнодорожных путей, позволяет осуществлять движение поездов с большей массой, а поэтому он – самый экономичный.


- Так насколько должна измениться железнодорожная инфраструктура?


– ОАО «РЖД» разрабатываются проекты, направленные на увеличение пропускных способностей Нижнекамского направления Волго-Камского региона на общую сумму 8,4 млрд руб. на период до 2020 года.


Это строительство вторых путей на участке Круглое Поле – Алнаши, реконструкция станций Биклянь и Круглое Поле, техническое переоснащение участков Письмянка – Никашновка и Чишмы – Бугульма, удлинение путей на станциях Письмянка, Кульшарипово и Бугульма, модернизация и реконструкция железнодорожных путей, обновление локомотивного парка.


Особое внимание планируется уделить реконструкции станции Тихоново. Прогнозируется внедрение новых локомотивов (трех маневровых ТЭМ-7 и 20 магистральных локомотивов 2ТЭ25с), а также реконструкция и оснащение локомотивного депо Бугульма, переход на новые виды локомотивов. Таким образом, компания готова развивать главный ход под гарантированные объёмы перевозок.


- Ринат Фаритович, а если конкретизировать задачи по станции Тихоново...


– Здесь необходимо выстраивать новую логистику с резидентами особой экономической зоны «Алабуга» и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта.


Путевое развитие станции Тихоново состоит из девяти приёмоотправочных путей общего пользования и позволяет на сегодняшний день и ближайшую перспективу (ориентировочно по существующему прогнозу до 2015 - 2017 годов) полностью обеспечить переработку прибывающего вагонопотока на станцию. При этом путевое развитие ОЭЗ ППТ «Алабуга» состоит из четырёх путей. Контейнерные поезда по прибытии на станцию Тракторная подаются двумя группами на зону таможенного контроля (ЗТК).


Согласно технологии работы вагоны находятся в ЗТК 12 часов, после чего оформляется акт общей формы. Время работы ЗТК – с 08.00 до 20.00. Прибывшие следом поезда  простаивают в ожидании погрузки (выгрузки) на станции Тихоново или на путях ООО «Менделеевсказот».


Согласно договору между ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ООО «Форд Соллерс Елабуга» в сутки допускается прибытие и отправление одного контейнерного поезда, т.е. каждый состав простаивает в ожидании подачи на ЗТК в среднем 24,4 часа. В сложившейся ситуации ОЭЗ ППТ «Алабуга» необходимо рассмотреть вопрос о вводе круглосуточного режима работы ЗТК и самой ППТ «Алабуга», а также увеличения погрузочно-выгрузочных мощностей.


- Насколько инфраструктурные изменения расширят возможности грузоотправителей и повлияют на показатели дороги?


– На совещаниях в Министерстве транспорта РТ не раз акцентировалось внимание на перспективах развития Камского инновационного территориально-производственного кластера, который планируется увеличить в три раза.


По прогнозам руководства ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», в 2014 году более 30 предприятий-резидентов перевезут железной дорогой 753 тыс. тонн грузов.


Кроме этого, первый этап проекта «Внеплощадочные железнодорожные пути комплекса заводов в Нижнекамске» рассчитан на вывоз 4,7 млн тонн нефтепродуктов. Фактическая погрузка в 2012 году на станции Предкомбинатская составила 4,956 млн тонн, а это 105,4 % от проектного. Кроме того, 1,4 млн тонн печного топлива, выработанного ОАО «ТАНЕКО», погружено через станцию Круглое Поле.


В настоящее время введена в эксплуатацию первая очередь нефтеперерабатывающих заводов, после отладки всех её производств правительством Татарстана намечено строительство второй очереди НПЗ мощностью до 7 млн тонн на площадке «ТАНЕКО». Однако пока начало строительства второй очереди и сроки его окончания  не определены.


ОАО «Нижнекамскнефтехим» приступило к реализации проекта строительства нового комплекса по производству этилена мощностью 1 млн тонн в год и продукции на его основе.


В октябре 2011 года в Менделеевском районе Республики Татарстан началось строительство производственного комплекса ОАО «Аммоний». Мощность действующего производства аммиачной селитры (ООО «Менделеевсказот») планируется довести до 450 тыс. тонн в год. Строительство завода планируется завершить к концу 2014 года, начало производственной деятельности – в I квартале 2015 года, а выход на проектную мощность – ориентировочно в IV квартале 2015 года.


Такие перспективы, а также увеличение количества резидентов «Алабуги», потребует не только увеличения занимаемых зоной земель, но и ставит новые задачи по правильному формированию наших будущих грузопотоков. И учитывая, что сегодня Камский кластер – это Нижнекамск, Набережные Челны, особая экономическая зона и Менделеевск, нам нужно быть готовыми к тому, что грузопоток в этом регионе очень серьёзно увеличится.

Беседовал Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30