13 июня 2021 04:37

13 июня 2021 04:37

фото: Роман Вяткин

Мода на путешествия

Железнодорожный туризм в России становится приоритетным направлением бизнеса

Сергей Блохин, заместитель начальника дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти
Обладая огромным потенциалом в сфере железнодорожных туристических перевозок, ОАО «РЖД» активно включилось в развитие одного из стратегических направлений экономики страны – внутреннего и въездного туризма. На состоявшемся в Самаре II Международном форуме «Инвестиции в гостеприимство» пилотный железнодорожный проект «Пять пятниц» заинтересовал представителей Федерального агентства по туризму.

- Сергей Григорьевич, в России начинает постепенно формироваться внутренний туристический продукт. Как в этом процессе участвует железнодорожный транспорт?


– В 2011 году, когда была принята Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма до 2018 года, впервые государство обозначило туризм как одно из стратегических направлений развития экономики. Железнодорожный пассажирский транспорт по критериям надёжности, безопасности и экологичности традиционно получает отличные оценки от пользователей своих услуг и общественных организаций. Мощный потенциал и накопленный опыт открывают перед компанией новые возможности. Не случайно президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным поставлена задача – сделать железнодорожный туризм одним из приоритетных направлений бизнеса.


- Как поставленные задачи реализуются на полигоне обслуживания Куйбышевской магистрали?


– В прошлом году, объявленном Президентом РФ Годом истории, ООО «РЖД Тур» – представитель ОАО «РЖД» на туристическом рынке – в сотрудничестве с крупнейшими туристическими компаниями и администрациями субъектов и регионов страны впервые реализовало пилотный проект «Пять пятниц».


Выгодное географическое расположение позволило Куйбышевской железной дороге стать своеобразной экспериментальной площадкой для организации туристических маршрутов из городов Приволжского Федерального округа в рамках тура выходного дня. В этом большую роль сыграла заинтересованность руководства Куйбышевского филиала ОАО «ФПК».


Были осуществлены опытные поездки, позволяющие предусмотреть различные нюансы, возникающие при организации подобных мероприятий. В процессе проработки определился паритет цены для данных туров, которая была бы интересна потенциальному клиенту. При этом договорились с ОАО «ФПК» об иной тарифной политике. Результатом совместных действий стали туристические поезда, которые отправлялись из Самары по различным маршрутам, туристы смогли познакомиться с достопримечательностями Пензы, Нижнего Новгорода и Волгограда.


Самарская область стала лидером в РФ по числу туристических поездов выходного дня, а Куйбышевская железная дорога – пилотной в сфере развития внутреннего и въездного туризма.


Во время Международного форума «Инвестиции в гостеприимство» с учётом заинтересованности и значимости проекта «Пять пятниц» нас попросили выступить и на пленарном совещании. Более того, экспозиция, представленная компанией, не только оказалась в центре внимания, но и вызвала пристальный интерес со стороны руководителя Федерального агентства по туризму Александра Радькова. Когда он увидел наглядно как реализуется проект, то предложил обсудить дальнейшие перспективы его развития уже на федеральном уровне. В октябре по этой теме запланировано совещание.


- Какие вопросы намечены для обсуждения?


– В первую очередь – проект «Пять пятниц». В Приволжском Федеральном округе его необходимо включить в список приоритетных направлений развития туризма, предусматривающего финансирование из различных источников федерального и регионального бюджетов в части компенсации стоимости тура выходного дня.


Дело в том, что существующая федеральная программа в разных регионах реализуется по-разному. На этом фоне самым примечательным стал опыт Республики Башкортостан, где сформирован блок-пакет. Он в этом регионе складывается как некая подпрограмма развития социального туризма. Также администрации Пензенской области и Великого Новгорода осуществляют частичное дотирование средств на продвижение региональных туристических маршрутов.


В рамках проекта «Пять пятниц» проводились маркетинговые исследования среди пассажиров относительно той суммы, которую они готовы заплатить за тур. Например, полная стоимость туристического пакета по направлению Саранск – Самара на одного туриста составляет 5974 руб. Тогда как востребованная стоимость туристического пакета на рынке – 4 тыс. руб. Получается, чтобы сделать подобные туры доступными для социально незащищённых групп населения, необходима компенсация туристического пакета на одного туриста в размере 1974 руб. Стоит отметить, что железнодорожная составляющая, заложенная в стоимость тура, – 3174 руб., это ниже стоимости проезда в графиковом поезде по данному маршруту на 30%.


- Получается, что без участия регионов развивать внутренний туристический продукт невозможно?


– Вы правы. Подчеркну, что в период опытной реализации проекта состоялись рабочие встречи с представителями практически всех министерств – социального развития, образования, спорта, – где есть программы в бюджетах, направленные на социальную поддержку жителей.


Министерство культуры со своей стороны готово максимально содействовать творческому наполнению туров. С Министерством экономики рассмотрели как минимум 50 проектов, которые реально могут способствовать развитию внутреннего и въездного туризма. Только при консолидации всех действий и интересов заработает формула: на один вложенный в туриндустрию рубль возвращается 5-7 рублей.


- Что готовы предложить пригородные пассажирские компании?


– Сейчас пригородные компании возвращают в обращение знакомые многим с детства поезда «Грибник» и «Снежинка», при этом значительно расширяя спектр предоставляемых во время поездки услуг. Уже успешно зарекомендовали себя и такие проекты, как «Масленица» и «Сызранский помидор». Имеется опыт организации и межобластных туристических перевозок – из Самары в Пензу. Не остаются без внимания со стороны ППК и крупные событийные проекты, в частности, фестиваль «Рок над Волгой», спортивные мероприятия.


Развитие туристической инфраструктуры открывает перед ППК широкие возможности. Например, уже построенный в Тольятти Дворец спорта «Лада-Арена» и запланированный к Чемпионату мира-2018 стадион в Самаре привлекут тысячи болельщиков, для которых потребуется организация эффективного трансферта.


По сути, железнодорожная отрасль предлагает хороший продукт, который особенно эффективен при комплексном использовании.


- В наличии: ресурсы, проекты, инфраструктура. Так чего всё же не хватает отечественному туристу, чтобы отдыхать на родине?


– Есть такой анекдот: «Европа манит – приезжай, покупай! Средиземноморское побережье зовёт – приезжай, загорай! А доходы говорят – иди за грибами». Очевидно, что на определённом этапе необходимо стимулировать потенциальных туристов. К примеру, в Башкирии мотивация отечественного отдыха развита очень сильно. Социальный туризм компенсируется. Так, если туристическая услуга формируется на внутриреспубликанском уровне, то компенсации составляют 70%, если на внутрироссийском, то уже 50%, а вот зарубежный будет компенсирован только на 15%.
Уверен, что механизмы Федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма 2011-2018 также заработают эффективнее с учётом развития на территориальном уровне при реализации конкретного продукта, ориентированного на целевую аудиторию.

Беседовал Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30