20 апреля 2021 06:06

20 апреля 2021 06:06

фото: Архив музея

Так появилась Пенза-I

Паровозовагонные мастерские стали отправной точкой в истории станции

Станция Пенза-I Моршанско-Сызранской железной дороги начиналась с паровозовагонных мастерских, которые вошли в строй в октябре 1873 года. К юбилею станции разработан проект реставрации их фасада.

Воздвигались мастерские под руководством начальника четвёртого строительного участка Николая Лерхе, а общее управление строительством осуществлял главный инженер дороги Пётр Борейша.


Пензенские мастерские – старейшая сохранившаяся постройка станции Пенза-I. Много славных имён связано с ними: это и Адольф Бем, автор книг по эксплуатации и ремонту паровозов, и Вацлав Лопушинский, конструктор знаменитых паровозов О, ЛП, Э, который начинал свой творческий путь инженером в Пензенских мастерских. Начальниками мастерских в разные годы были Егор Нольтейн, конструктор паровозов, впоследствии управляющий Московско-Казанской железной дорогой и Владислав Арциш, автор книг по локомотивному и вагонному хозяйствам.

1.jpg


Осенью 41-го в мастерских под руководством инженера Николая Безрукова построен легендарный бронепоезд «Смерть фашизму!», который героически сражался на Юго-Западном фронте. Благодаря его потенциалу в 42-ом немецко-фашистские войска не смогли осуществить прорыв под Воронежем.


«К сожалению, от старинного здания мастерских сохранилась лишь малая часть, - рассказывает хранитель музея локомотивного депо Пенза Николай Варлашин. – Но наша прямая обязанность –отреставрировать и сберечь, то, с чего когда-то начиналась станция Пенза. Творческая архитектурная мастерская «Дабор», возглавляемая пензенским архитектором Дмитрием Боруновым, уже разработала эскизный проект реставрации фасадной стены бывших паровозных мастерских».


Этот памятник железнодорожной архитектуры уже прочно вошёл в экскурсионный маршрут «По старинным вокзалам и мостам города Пензы». 

Александр Сачков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30