20 апреля 2021 06:30

20 апреля 2021 06:30

фото: Николай Булаев

В ногу со временем

IT-услуги развивают и защищают бизнес компании

Информационные технологии приобретают ключевую роль для эффективного, бесперебойного, безопасного и конкурентоспособного развития бизнеса. Сегодня Главный вычислительный центр ОАО «РЖД» представляет собой сложный распределённый комплекс программно-технических средств, обслуживающий потребителей IT-услуг всех вертикалей компании по различным направлениям производственной и финансовой деятельности.

- Олег Викторович, не так давно ваше предприятие отметило 40-летие со дня основания. С какими результатами вы подошли к юбилею?


– За четыре с лишним десятилетия Самарский ИВЦ прошёл большой и сложный путь развития. В настоящее время в состав Самарского ИВЦ входят шесть региональных ИВЦ по территории Куйбышеской дороги, общая численность сотрудников составляет 828 человек.


На техническом обслуживании специалистов Центра находятся более 300 серверов, 1,5 тыс. узлов системы передачи данных, почти 16000 ПЭВМ, более 400 терминалов продажи пассажирских билетов «Экспресс». На техническом и технологическом сопровождении Самарского ИВЦ – более 300 различных автоматизированных программно-аппаратных комплексов.


Все вопросы предоставления IT-услуг конечным пользователям Самарский ИВЦ решает с использованием единой системы поддержки пользователей (ЕСПП). В рейтинге по производственным показателям ГВЦ наш центр регулярно занимает лидирующие позиции.


- Потребности структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» в области информационных технологий постоянно растут. Как строятся взаимоотношения с основными заказчиками?


– Наибольший вклад – суммарно более 60% – в трудозатраты по обслуживанию пользователей традиционно вносят три заказчика:


Куйбышевский ОЦОр, Куйбышевская дирекция инфраструктуры и Куйбышевская дирекция управления движением. Разумеется, IT-услуги постоянно эволюционируют, что, естественно, приводит к расширению географии наших пользователей и услуг, которые мы им предоставляем.


Отмечу лишь малую часть из основных технологических комплексов, сопровождением которых занимается Самарский ИВЦ:


«Единая корпоративная автоматизированная система управления финансовыми и трудовыми ресурсами» (ЕК АСУФР и ЕК АСУТР), «Электронный маршрут маши Другое нововведение, активно внедряемое специалистами Самарского ИВЦ, – «Терминальное решение», которое представляет из себя малогабаритные «тонкие клиенты» на серверной платформе. Данные решения применяются, как правило, для удалённого подключения пользователей и позволяют обеспечить максимальную централизацию вычислительных и серверных мощностей, а также достигнуть высокого уровня информационной безопасности.


Данная система установлена и успешно работает в ДЦУП на всех 24-х диспетчерских участках.


В опытной эксплуатации находится ещё один проект – АС ЦУТР, который предусматривает управление тяговым составом в границах определённого полигона.


- При этом вопросы безопасности никогда не были излишними.


– Они первостепенны. Самарский ИВЦ обеспечивает весь комплекс программно-технических и организационных мероприятий по защите информации.


Интеграция средств защиты информации выполняется на основе двух программно-аппаратных комплексов: инфраструктуры открытых ключей (ИОК) и узла доступа к интеллектуальным системам (УДИС).


- Каковы перспективы развития Самарского ИВЦ?


– Одно из ключевых направлений рынка IT – автоматизированные системы планирования ресурсов предприятия (ERP-системы). Во многих крупных компаниях давно оценили значение таких систем, позволяющих сделать бизнес более прозрачным, быстрым и эффективным.


Применительно к нашей компании стоит напомнить о проектах Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) и ЕК АСУТР – управление трудовыми ресурсами. В 2009 году все подразделения дороги были переведены на расчёт заработной платы в системе ЕК АСУТР.


К 2013 году большая часть операций,выполняемых пользователями систем проекта ЕК АСУФР уже автоматизирована. В рамках подготовки и выхода ОАО «РЖД» на международный рынок активно ведутся работы по развитию функций обеспечения формирования отчётности по стандартам МСФО – международный стандарт финансовой отчетности. 10 сентября 2013 года закончен основной этап внедрения Единой автоматизированной системы документооборота ЕАСД на полигоне дороги.


Говоря о перспективах развития ЕRP-систем на ближайшие 5 лет, стоит акцентировать внимание на новой системе управления пассажирскими перевозками «Новый экспресс». В сфере оказания IТ-услуг внешним клиентам планируется полный переход на электронный документооборот. Кроме этого, в наших задачах – обеспечение более тесной, прозрачной интеграции двух разнородных автоматизированных систем – электронного технологического документооборота (АС ЭТД) и АСУ «Шина».


Самарским ИВЦ совместно со службой автоматики и телемеханики в рамках задачи АС ГИД «Урал-ВНИИЖТ» проводятся работы по улучшению автоматического формирования исполненного расписания поездов по данным СЦБ для более качественного ведения графика движения поездов, оптимизации и снижения трудозатрат работников Дирекции управления движением.


Также Самарским ИВЦ в рамках подготовки к внедрению на Куйбышевской железной дороге проекта «Электронный маршрут машиниста» (ЭММ) с использованием многофункциональной электронной карты ОАО «РЖД» (МЭК) ведётся сложная и ответственная работа по интеграции ин формационных систем: АСУТ, АСОУП, ЕК АСУТР, АСПО, АС ЭТД, ЦОММ. На данный момент проект ЭММ запущен в эксплуатационном локомотивном депо Абдулино. В перспективе проект будет внедрён во всех эксплуатационных локомотивных депо.


- По традиции каждый 256 день года, отмечается как День программиста. В этом году он приходится на 13 сентября. Ваши пожелания многочисленному коллективу ИВЦ.


– Пользуясь случаем, хочу поздравить весь коллектив с праздником и пожелать успехов в реализации и внедрении передовых технологий. И, конечно же, благодарю весь коллектив Самарского ИВЦ за долгий и безупречный труд на благо отрасли.

Беседовал Николай
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30