13 апреля 2021 10:46

13 апреля 2021 10:46

фото: Александр Викторов

Всевидящее «око»

Проблему просадки пути в межсезонье разрешат геологи

На перегоне Вешкайма – Чуфарово 802 и 803 километры доставляют немало хлопот работникам Ульяновской дистанции пути. Особенно в межсезонье, когда талые воды подтачивают балластную призму и участок, что называется, «проседает», создавая угрозу безопасности движения поездов.

«Ежегодно на укрепление перегона мы стягиваем большие силы монтёров пути, - сообщил главный инженер Ульяновской дистанции пути Дмитрий Андреев. – К решению проблемы мы подключаем геологов Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Куйбышевской дороги».


В «геологическую разведку» на означенный перегон мы отправились вместе с заместителем начальника Ульяновской дистанции пути Андреем Крыловым и геологами Ильёй Митяниным и Геннадием Кормилициным.


Пока добирались до перегона меня заочно знакомили с объектом. «Это один из самых сложных участков в дистанции, с большим количеством кривых, - рассказывает Андрей Крылов. – К тому же перегон находится на самой высокой точке, так что готовьтесь к пешему подъёму по крутому откосу. И будьте осторожны: в здешних местах водятся ядовитые змеи».


«Однако экстремальная у вас работа», - произнёс я своим спутникам и, признаюсь, с опаской ступил на землю «обетованную». К счастью, встреч с рептилиями нам удалось избежать, а вот изрядно попотеть, чтобы взобраться наверх, пришлось.


И вот мы уже на месте...Задержав взгляд на раскрывшуюся как на ладони красоту природы и переведя дух, геологи приступили к подключению оборудования. Оно готовится заранее, в зависимости от предстоящей задачи. Сегодня геологи работали с радиотехническим прибором поверхностного зондирования, который попросту называется георадаром.


«Георадар «Око-2» является уникальным геофизическим прибором, ведь он позволяет оператору «видеть» сквозь камень, землю и воду, - поясняет Илья Митянин. – Практически не существует такой среды, которая могла бы скрыть от георадара свои тайны: пустоты и инородные тела, изменения плотности и структуры, скрытые внутренние конструкции, практически любые аномалии, – всё это для прибора страницы открытой книги».


Незамысловатый с виду аппарат, который по незнанию можно было бы принять за дорогостоящую детскую игрушку, состоит из трёх основных частей: антенной части, блока регистрации и блока управления. Антенная часть включает в себя передающую и приёмную антенны. Блок регистрации  – это ноутбук, а блок управления  – система кабелей и оптико-электрических преобразователей.


Работа по исследованию перегона началась с радиолокационной съёмки.  Геологи покатили георадар вдоль насыпи железной дороги, зондируя участок просадки – приблизительно 120 метров. Георадар излучал в земную поверхность электромагнитную волну, а затем записывал отражённый сигнал. Время прихода отражённых сигналов измерялось в миллиардных долях секунды.


За время исследования участка Геннадий Кормилицин постоянно вёл запись в блокноте: указывал метки, номера пикетов, чтобы удобнее было затем обрабатывать результат.


«Впоследствии полученная информация будет обработана с помощью компьютера, а вывод, от чего именно происходит «просадка» пути на этом участке, будет готов примерно через две недели, - пояснил Илья Митянин. – Пока могу лишь визуально назвать причину по состоянию выемки и насыпи. Грунт здесь состоит из известняков – доломитов, а они легко вымываются, подвергаются коррозии. Нередко в подобных случаях проблему решает укрепление балласта глинистой породой».


...По пути домой железнодорожники продолжали анализировать проделанную работу, а я вспоминал как в детстве мечтал быть геологом, но до конца не осознавал насколько порой опасной, а главное – полезной для общества – является эта профессия.

Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30