16 апреля 2021 01:45

16 апреля 2021 01:45

фото: Александр Савенков

Как две капли воды

Они ведут своеобразный дневник от смены к смене, что помогает в поиске неисправностей

Осмотрщики-ремонтники вагонов братья Тимиреевы нашли собственный способ  устранения неисправностей.

Близнецы


Я смотрю поочерёдно на Николая и Петра Тимиреевых и тщетно пытаюсь отыскать хотя бы одно отличие. Братьев -близнецов мало кто различает даже в Вагонном участке Ульяновск, где они работают осмотрщиками-ремонтниками вагонов.


И не мудрено: Пётр и Николай схожи не только внешне, но и по манере поведения, взглядах на жизнь, даже в работе. Обоих отличает ловкость и концентрация внимания -  а эти качества осмотрщику вагонов необходимы как воздух.

В сложных условиях


«Мы с Николаем всегда поддерживаем спортивную форму: с детства увлекаемся плаванием, боксом, - говорит Пётр. – Это помогает в нашей работе, ведь под вагоном приходится извиваться ужом, чтобы проверить каждую деталь. Даже в медицинской карте у нас существует графа  «годность к работе в неудобной позе». Хотя за 19 лет работы неудобства эти стали для нас вполне нормальными. Вот, к примеру, в вагоне Днепропетровского завода тележка так устроена, что подлезть под нее проблематично даже худому. Хорошо, что работники охраны труда снабдили нас крепкими кепками».

Заветный блокнот


Пётр и Николай работают в разные смены, что позволяет им извлечь из этого двойную выгоду. Во-первых, эффективно выявлять неисправности вагонов.


«Сдавая друг другу смену, мы передаем блокнот с подробным анализом всех вагонов, поступивших за сутки в вагонный участок, с указанием тех из них, на которые следует обратить особое внимание, - говорит Николай. – При таком раскладе меньше вероятности пропустить скрытые дефекты».


Сегодня Николай сдаёт смену Петру. Он даёт брату последние наставления и вручает заветный блокнот. Пётр спешит на планёрку, где сменный мастер даёт ему  задание на день. Первым пунктом плана значится осмотр фирменного поезда «Ульяновск – Москва».


Без права на ошибку


Пётр выходит на платформу, чтобы встретить поезд с ходу. Примерно 90 процентов неисправностей – навары на колёсной паре, разрушающаяся роликовая букса, перегревшиеся оси, -  определяются с ходу, на слух. Цена пропущенного дефекта слишком велика.


Лишних шумов в прибывшем составе Пётр не обнаруживает и готовится к более детальному осмотру вагонов. Из инструментов он берёт с собой молоток, спецугольник, гаечные ключи, складной металлический метр.

Родная стихия


Братья Тимиреевы специализируются на осмотре редукторно-карданных приводов, где требуется исключительная сноровка.


Пётр начинает работу с визуального осмотра, прощупывания буксовых узлов  специальным ломиком. Для проверки наличия трещин он протирает тряпочкой буксу, крепление гаек и болтов, а также осматривает приводные ремни, нет ли где надрывов, трещин, расслоений. На очереди - карданный вал. Наиболее частые неисправности здесь - изношенность муфты сцепления, она считается слабым звеном привода. После осмотра каждого вагона Пётр делает пометку в блокноте. 


«С помощью молоточка определяем по звуку слабозакреплённые болты и гайки, - объясняет мне Тимиреев. -   При простукивании звук должен быть однородный, звонкий. Если слышится двойной звон, дребезжащий или глухой – значит, есть неисправность. Дополнительно ключом проверяем затяжку каждого болта. Также простукиваем крепления в хвостовике редуктора на предмет обнаружения трещин. Наличие масла в картере редуктора определяем по мерной риске. Если отметка ниже нормы – масло следует долить».


Чтобы подлезть под редуктор, Петру Тимирееву приходится проявить незаурядную ловкость. При этом его одежда в считанные секунды насквозь пропитывается мазутом.


«Вы не поверите, но только вчера новый сигнальный жилет одел», - говорит об издержках профессии он.


Боевое крещение


В следующем вагоне Пётр обнаруживает ослабление ременного привода. Его необходимо менять, и мы идём на ПТО подбирать новый комплект. По дороге Пётр рассказывает мне случай его первого «боевого крещения» в должности осмотрщика-ремонтника вагонов.


«Наставник мой заболел и впервые я вышел на работу без подстраховки, - продолжил Пётр. - Осматривал состав «Набережные Челны – Москва», и под одним вагоном обнаружил неисправное шкивное крепление. Оно прямо-таки болталось из стороны в сторону. Это был производственный брак, который мог привести к развалу буксового узла. Неизвестно, чем бы такая неисправность могла обернуться в пути. В общем, первый экзамен сдал успешно». 


Закончив осмотр фирменного поезда, Пётр следует на соседний путь, куда накануне вечером прибыл состав Ульяновск – Анапа. И здесь приходит на помощь блокнот от брата. При осмотре Пётр задерживает свое внимание на помеченных вагонах. В одном из них он обнаруживает люфт - зазор карданного вала. Чтобы определить неисправность, Пётр принимает положение под определённым углом.

Всегда вместе


Работа в разные смены даёт братьям Тимиреевым еще одно преимущество: брать отпуск в одно время. Путешествия они полюбили с тех пор, как пришли на железную дорогу. Колесят по миру семьями и почти никогда не расстаются.


Железнодорожниками Тимиреевы стали после службы в армии, где, кстати, опять же вместе служили на Байконуре. Вместе пришли и в Вагонный участок Ульяновск  в 1994 году. Начинали, как положено, слесарями по ремонту ходовых частей вагонов. С тех пор прошло почти двадцать лет, тогда молодые, неопытные парни Пётр и Николай сегодня уже считаются специалистами очень высокого класса, у которых всегда можно спросить совет и получить толковое решение рабочих вопросов.
 


Ещё раз о бдительности


Смена Петра Тимиреева подходит к концу. Ему ещё осталось осмотреть вагоны, только что пришедшие с ремонта, а также подготовить к утру для брата блокнот с  анализом поступившего вагонного парка.  


«В летний период нагрузка на осмотрщиков вагонов возрастает вдвое, - рассуждает Пётр. -  Для того, чтобы определить неисправности, особенно скрытые, требуются большая внимательность и наблюдательность. Так что мы с братом смотрим в оба».

Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30