14 апреля 2021 17:02

14 апреля 2021 17:02

фото: Архив Николая Купцова

Полковник от государства

Он никогда не проходит мимо несправедливости, подлости и презирает трусость

Полковник милиции в отставке Николай Иванович Купцов не подаст руки тем, кто променял свою честь на блага беззаботной жизни. В нём всегда клокочет гнев, когда государственный человек предает интересы общества.

Отчёт перед людьми
О нём говорят: «Он всегда находится на стремнине своего времени». А я бы добавил: «Он вне времени, потому что не думает о себе». Не стал бы городским жителем, на селе бы знали его как легендарного киношного Анискина. Глубокие сельские корни, ведь детство, отрочество, юность прошли в борьбе за кусок хлеба для семьи, за каждый «глоток» знаний! И поступил учиться он с расчётом, чтобы ни копейки не брать из семьи, а стараться при первой же возможности помочь тем, кто остался в их небольшом сельском доме. Он и не думал стать милиционером. Мечтал о тайных заданиях, разведке, контрразведке. В 1952-ом стал курсантом Могилёвской школы оперативной подготовки КГБ СССР. И уже во время учёбы Николай Купцов возглавлял группу курсантов, по просьбе горкома комсомола осуществлявших шефство над спецдетдомом № 1 города Могилёва, где воспитывались дети-сироты, чьи родители были убиты фашистами. Его группа собрала в помощь детдому огромную по тем временам сумму денег для новой одежды и обуви, спортинвентаря, музыкальных инструментов и книг. Как перспективному выпускнику, ему предложили несколько мест для дальнейшей службы. Он выбрал транспортную милицию Уфимской железной дороги. С душой и рвением молодой человек работал в линейном отделении милиции на станции Абдулино, прошёл ступени роста от оперуполномоченного уголовного розыска до заместителя начальника ЛОВД. А в 1959-ом году  Николая Ивановича направляют старшим оперуполномоченным в управление милиции Куйбышевской железной дороги и вскоре назначают начальником отделения уголовного розыска на станции Куйбышев. Одновременно Купцов заочно учится в Высшей школе МВД СССР.


«Мне всегда помогала выучка чекиста, - вспоминает Николай Иванович. – Ведь что интересно, смотрел на жизнь и работу как бы со стороны соблюдения интересов государства. Да, отдал двадцать лет уголовному розыску, но всегда видел в работе не просто отчёт в документах о каком-либо деле, а отчёт перед государством – нашёл и отдал под суд тех, кто мешает нашей общей спокойной жизни, кто зарится на чужое, кто презирает труженика и пытается его ограбить».

 
А ведь его никто и не просил видеть в своей службе больше, чем надо. А он просто боролся за справедливость. Не раз жизнь сталкивала его с высокопоставленными людьми, вплоть до ЦК партии, и он имел смелость и честь говорить правду в глаза. Кто хвалил его за это, кто искал  на него компромат, но в своём искреннем служении был примерным офицером. Не зря на его груди орден «Знак Почёта». Он – заслуженный работник МВД СССР.


Замечательный человек и журналист
«Бывает, встречаю своих бывших учеников, - рассказывает Николай Иванович, - уже генералов, при регалиях. Они у меня учились сыскному делу. Не удержусь, скажу бывшему товарищу: «Не думал, что ты будешь несправедлив к людям, что забудешь слова присяги! Ты же опускаешься в болото лести и чинопочитания! Не подам руки, если не задумаешься!» Такая отповедь отрезвляла. Но я жизни не знаю что ли? Знаю, трудно плыть против течения! Трудно...»


Не раз испытывала судьба на прочность самого Купцова. Приходилось расследовать громкие уголовные дела, фигурантами которых значились большие должностные лица. Раскрывались такие дела тяжело, с серьёзным давлением и угрозами расправы со стороны заинтересованных лиц. Но он был уверен, что против фактов не попрёшь, если эти факты доводить до общества.


Неудивительно, что Николай Иванович искал поддержки в средствах массовой информации. Много очерков и судебных дел при его участии было опубликовано в газетах и журналах страны и области. Но самым постоянным и плодотворным стала для него работа внештатного автора в дорожной газете. Десятилетиями в «Куйбышевском железнодорожнике» выходили спецвыпуски и страницы о жизни транспортной милиции. Это была действенная поддержка руководства магистрали  в его борьбе за порядок на вокзалах, в поездах и в подразделениях дороги. Особенно читались подборки информаций и корреспонденций под рубрикой «И в шутку, и всерьёз».

 
Уже много лет Николай Иванович на пенсии. Когда позволяло здоровье, он часами сидел в редакции «Куйбышевского железнодорожника», выпуская газету «Без секретов», а позже – криминальную хронику на страницах «дорожки». И часто увлекался рассказами о работе в милиции, об интересных делах, так появлялись его самые интересные очерки.


Характер ковали трудности
Если вам попадётся в руки ярко-красная папка с золотым тиснением герба Советского Союза и надписью «Купцову Николаю Ивановичу», то в ней вы увидите Почётную грамоту МВД СССР, которой он награждён за образцовое исполнение служебных обязанностей и достигнутые успехи в работе. А отмеченная работа случилась летом 1983 года в городе Ульяновске, когда  4-палубный теплоход «Суворов», совершающий туристический рейс, не вписался в пролёт автожелезнодорожного моста и потерпел крушение. В результате погибли более 200 человек.


Срочно была создана правительственная комиссия по расследованию причин случившейся трагедии, розыску и опознанию погибших. В её состав вошёл и заместитель начальника Средневолжского УВД на транспорте полковник милиции Н.И. Купцов. То, что увидел и пережил в течение 2-х недель – время работы по розыску и опознанию погибших, – трудно поддаётся описанию. Даже по прошествии 20 лет с того периода он не может без волнения рассказывать о случившемся.


А работать тогда пришлось в очень сложных условиях. Родственников же погибших насчитывалось несколько тысяч. В течение 14 дней и ночей тела погибших за некоторым исключением были опознаны и переданы родным и близким.


Нервное напряжение и физическая нагрузка оказались настолько велики, что некоторые сотрудники милиции, врачи, привлечённые к специфической работе, не выдерживали и в буквальном смысле валились с ног.


У Николая Ивановича хватило сил и воли, чтобы выстоять до конца эту своеобразную вахту.
Или весна 1956 года на станции Абдулино. Он и лейтенант КГБ В. Андреев обнаруживают под вагоном прибывшего пассажирского поезда раздетого донага подростка, который, находясь в полусознательном состоянии, намертво сжимал в руках шланг вагонных тормозов.


И пришлось ему схватиться с преступниками, когда он нашёл их в вагоне.  Сам выпадает из вагона под откос полотна дороги и теряет сознание. Но, выкарабкавшись, раненый, докладывает о случившемся. Преступников задержали, которые считали, что лейтенанта нет в живых. Ошиблись.

Александр Гуськов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30