12 апреля 2021 09:17

12 апреля 2021 09:17

фото: Роман Вяткин

Дружественные конкуренты

Интермодальные перевозки рассматриваются как серьёзный вид бизнеса

В условиях серьёзной конкуренции на рынке пассажирских перевозок ОАО «Башкортостанская ППК» не только развивает собственную маршрутную сеть и сервис, но и прорабатывает проекты оптимистического варианта развития направлений на сближение с автотранспортными предприятиями.

Виталий  Григорьев, генеральный директор ОАО «Башкортостанская ППК»



 - Виталий Витальевич, как на сегодняшний день для компании складывается ситуация с получением средств из региональных бюджетов для компенсации сумм выпадающих доходов от пригородных перевозок? С какими субъектами РФ достигнуто полное взаимопонимание, а с какими переговоры зашли в тупик?


 – За шесть месяцев этого года субъектам РФ, на территории которых осуществляет перевозку пассажиров Башкортостанская ППК, было предъявлено для компенсаций 464 млн руб., а компенсировано 211 млн руб., что покрывает 45% убытков компании. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года субъектам было предъявлено 417 млн руб., а компенсировано всего 154 млн руб., то есть – только 37%. Очевидно, что полученные в этом году дополнительно 57 млн руб. говорят о наметившейся положительной динамике в вопросах получения средств из региональных бюджетов регионов.


С учётом того, что к началу июля компания получила дополнительные средства, то покрытие убытков в настоящее время составляет 63,9%. Применительно к конкретным регионам, то по Республике Башкортостан покрытие составляет 100% (168,5 млн руб.), в Ульяновской области это порядка 58% (41,7 млн руб.), Оренбургская область покрывает 41% убытков ППК (6,1 млн руб.), Республика Мордовия – 21% (6,3 млн руб.), Пензенская область компенсирует 26% (20,9 млн руб.).
На сегодняшний день практически со всеми субъектами РФ, на территории которых работает пригородная компания, заключены договоры на перевозку пассажиров во втором полугодии. Однако в связи с определёнными финансовыми затруднениями, с Республикой Башкортостан договор продлён до 31 июля. Руководство Республики уделяет этому вопросу первостепенное значение. Так, на состоявшемся на днях совещании под председательством первого заместителя премьер-министра правительства РБ Рауфа Нугуманова было принято решение о том, что средства должны быть направлены на погашение убытков ОАО «Башкортостанская ППК».


 - Как может развиваться ситуация, если всё же произойдёт запланированное Минфином России двукратное сокращение бюджетной поддержки пригородной инфраструктуры?
 – По последней имеющейся у меня информации, сумма господдержки в объёме 25 млрд руб. сохранится. В прошлом году у Башкортостанской ППК убытки составили порядка 300 млн руб. и в этом году ожидается примерно такая же сумма. Если же вновь будет подниматься вопрос о снижении компенсаций, то произойдёт увеличение долгов компании, что негативно отразится на всех аспектах деятельности пригородного перевозчика: качестве обслуживания пассажиров и оплате аренды подвижного состава.


 - Как субъекты РФ аргументируют свой отказ от компенсационных платежей?
 – Сейчас уже нет такого понятия как отказ компенсационных платежей, есть нехватка бюджетных средств на оплату выпадающих доходов ОАО «Башкортостанская ППК».


Я могу с уверенностью сказать, что субъекты в большинстве своём предпринимают все необходимые меры, чтобы компенсировать убытки в пригородном железнодорожном комплексе. Например, уже увеличены платежи по Республике Башкортостан. Есть продвижение в данном вопросе с администрацией Ульяновской области. Достигнуто понимание со стороны Республики Мордовия и в ближайшее время мы ожидаем от них средства. Также плотно идёт работа по Пензенской области. Ещё один субъект РФ – Оренбургская область – оставила прежние объёмы финансирования, что уже отразилось на некотором сокращении объёмов движения.


Ведутся переговоры с Самарской областью. Последние встречи с руководством области говорят о том, что в ближайшее время будет заключён договор на перевозку пассажиров в этом регионе. А вот что касается Челябинской области, то с этим субъектом переговоры зашли в тупик и область ни под каким видом не хочет подписывать договор, который устроил бы обе стороны. Поэтому сегодня де-юро и де-факто движения по территории Челябинской области пригородных электропоездов нет, причём на законных основаниях.


 - Тем не менее, компания находит возможности реализовывать различные проекты, направленные на улучшение работы пригородного комплекса. Расскажите о них подробнее.


 – По территории Республики Башкортостан развёрнута и целенаправленно реализуется программа по улучшению качества работы пригородного железнодорожного транспорта.


У всех на слуху проект «Городская электричка». И его актуальность сложно оспорить. Во многом это обусловлено необходимостью разгрузить городские магистрали и сделать трансферт внутри мегаполиса более комфортным. На сегодняшний день проект вступил в фазу активной проработки. Со своей стороны мы делаем бизнес-план в части получения дополнительных доходов и той доли рынка, которую мы получим в случае реализации проекта. Это позволит привлечь дополнительных пассажиров на железнодорожный транспорт, поможет усовершенствовать транспортную схему и поможет развитию транспортно-пересадочных узлов внутри города.


В планах аналогичный проект – «Городской поезд» – в Пензенском регионе. Рассматривается возможность развития маршрута Пенза – Арбеково. Добавлю, что Арбеково – достаточно большой район Пензы, поэтому предстоит сделать передвижение для его жителей максимально комфортным.


Если говорить о совершенствовании маршрутной сети, то сегодня мы работаем с Республикой Башкортостан относительно запуска по пятницам и воскресеньям скоростных поездов повышенной комфортности по направлению Уфа – Кандры и Уфа – Аша. Мы надеемся, что эти поезда составят достойную конкуренцию автомобильному транспорту.


Любой наш проект направлен на улучшение качества обслуживания пассажиров. Но чтобы понимать их потребности, необходимо выстроить эффективный диалог. В рамках развития маркетинговых инициатив с 31 июля, а затем каждую первую пятницу квартала, ППК будет проводить акцию «День пассажира», которая затронет все крупные вокзалы регионов присутствия нашей компании.


 - Насколько региональные администрации заинтересованы в этих проектах и готовы оказать не только моральную, но и материальную поддержку?
 – Принято решение об участии на паритетных условиях администрации Республики Башкортостан совместно с ОАО «РЖД» в проекте «Городская электричка». Помимо этого есть еще ряд проектов на территории Республики, в частности, «Социальная карта» и «Единый проездной билет». Кроме этого, мы присоединились к внедрению системы ГЛОНАСС, которая позволит не только обеспечить эффективный контроль и регулирование пассажирских перевозок на основе возможностей глобальной спутниковой навигации и подвижной связи в увязке с городским транспортом, но и создать в дальнейшем информационно-диспетчерский центр.


Уже сейчас можно говорить об успешном развитии на территории обслуживания ОАО «Башкортостанская ППК» интермодальных перевозок. В течение четырёх месяцев совместно с Республикой Башкортостан в лице комитета по транспорту и дорожному хозяйству мы успешно отрабатывали данный вид перевозок на участках Стерлитамак – Косяковка и Чишмы – Раевка по одному билету. Такой результат говорит о данном направлении как серьёзном виде бизнеса. В перспективе мы планируем развитие интермодальных перевозок и в других регионах. Например, рассматриваем в качестве перспективного в этом отношении субъекта Республику Мордовия. Здесь в ближайшее время начнутся ремонтные работы на участке Мокша – Тёплый Стан.
Компания серьезно относится к маркетинговой политике, и по большому счёту – это будущее, потому что основной вопрос – это доля рынка и финансовое благополучие ППК.


Я уверен, что наши проекты позволят пригородной компании сохранить положение на рынке транспортных услуг, решить все поставленные перед ней задачи, самые главные из которых – качественное обслуживание пассажиров и финансовая стабильность компании.

Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30