12 апреля 2021 02:54

12 апреля 2021 02:54

фото: Александр Сачков

Железная дуга

Грузы и техника доставлялись на фронт под массированными ударами

При подготовке к Курской битве перед железнодорожным транспортом была поставлена задача – обеспечить доставку для своевременного сосредоточения на Курском плацдарме огромного количества войск, техники и всех видов снабжения. Воинские перевозки начались заблаговременно, почти сразу после окончания битвы под Сталинградом.

На Советско-германском фронте на стороне противника действовали 232 дивизии Германии и её союзников, около 5,2 млн человек, свыше 54 тыс. орудий и миномётов, 5850 танков и штурмовых орудий, около 3 тыс. боевых самолётов.Естественно, что всю эту армаду нужно было сконцентрировать на исходных рубежах перед началом атаки.


Перешитая колея
Для массовых перевозок своих войск немцы также использовали железные дороги. Но железная дорога в Европе уже, чем в России (1435 мм против 1524 мм). Поэтому по нашей территории до мест назначения на всех главных направлениях немцами была перешита колея на свой стандарт – 1435 мм. Кроме этого, начиная с 1942 года в Германии и странах-сателлитах строится специальный подвижной состав для войны на Восточном фронте: самый массовый военный паровоз серии BR 52, который по своим характеристикам был близок к нашему «Э», и считался лучшим немецким паровозом того времени. Для перевозок новейших танков и самоходок, вес которых достигал 70 тонн (Тигр – 57 тонн, «Фердинанд» – 65 тонн без боекомплекта), строились специальные шестиосные платформы-транспортёры грузоподъёмностью 80 тонн.


Один из маршрутов с тяжёлой бронетанковой техникой проходил с заводов «Нибелунгенверке» в австрийском городе Санкт-Валентин со станции Пандорф через Модлин, Брест, Минск, Брянск, Карачев и Орёл. Разгружалась тяжёлая немецкая техника на станции Змиёвка (в 35 км южнее Орла).

Прифронтовая стройка
Для сосредоточения и обеспечения советских войск на Курской дуге была единственная однопутная линия Касторная – Мармыжи – Курск, освобождённая в ходе зимней кампании 1942-1943 годов, тогда как немецко-фашистское командование располагало несколькими железнодорожными линиями, основными из которых являлись Брянск – Орел – Поныри, Харьков – Белгород и Киев – Конотоп – Ворожба, перешитые на стандартную европейскую колею 1435 мм. Поэтому необходимо было построить в районе Курска – Белгорода несколько железнодорожных и обходных линий.


Новая линия облегчала положение на направлении Касторная – Курск – гораздо быстрее стал продвигаться вагонопоток. Воронежский фронт получил выход на линию Курск – Белгород, а также на участок Ржава – Обоянь. Появилась возможность организовать кольцевое одностороннее движение поездов по маршруту Касторная – Курск – Сараевка – Старый Оскол. После выгрузки порожние составы направляли по новой дороге на Старый Оскол.


Немецкое командование понимало огромнейшую роль прифронтовых железных дорог в обеспечении советских фронтов и стремилось всеми имеющимися силами вывести коммуникации из строя. О повышенном внимании противника к разрушению наших дорог свидетельствует один лишь факт, что за подбитый наш паровоз немецкий лётчик получал Железный крест.


Сила Кутузова
Сосредоточив крупные группировки войск, лучшие бронетанковые соединения вермахта в районе Орла и Белгорода, враг 5 июля, после мощной нашей контрартподготовки начал наступление на Курск. В ожесточённых оборонительных сражениях на 7-10 день наши войска остановили противника, которому удалось продвинуться и вынудили его перейти к обороне.
Одно из величайших сражений произошло за железнодорожную станцию Поныри на северном фасе Курской дуги.


5 июля 1943 года немецкое командование впервые применило своё новейшее оружие – тяжёлые самоходно-артиллерийские установки «Фердинанд» знаменитого профессора Порше. Всего 89 самоходок, сосредоточенных в двух дивизионах 656-го полка истребителей танков, нанесли таранный удар при наступлении немцев в районе станции Поныри. Обладая очень мощной броневой защитой, вес САУ – 70 тонн с боекомплектом и мощной скорострельной 88 мм пушкой, в этой битве они уничтожили 502 наших танка и 120 орудий, потеряв при этом только 39 «Фердинандов». Вот такой дорогой ценой нам досталась эта победа.


После нескольких безуспешных попыток занять станцию Поныри ударом «в лоб», 9 июля немецкое командование решило провести массированную атаку с северо-востока – через совхоз «1 Мая». Для этого (согласно показаниям пленных) была сформирована сильная ударная группа под командованием майора Каля.


12 июля в контрнаступление против Орловской группировки врага перешли войска Брянского и Западного фронтов. Наша наступательная операция имела кодовое название «Кутузов». Через три дня в операцию включился и Центральный фронт. 5 августа был освобождён Орёл. К 18 августа враг был разгромлен и отброшен на оборонительный рубеж восточнее Брянска.

Александр Сачков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30