11 апреля 2021 00:36

11 апреля 2021 00:36

фото: Семейный архив

Семейный клуб

Константин Васильев сделал творчество железнодорожников известным всей стране

Историю семьи Васильевых – Чугуновых можно изучать словно хронику жизни нашей страны за последние 100 с небольшим лет. В судьбе каждого из членов семьи свою роль сыграла железная дорога.

Рачительный прадед


Родоначальник династии, Пётр Парфёнович Васильев, родился в 1877 году. В начале прошлого века он сдал экзамен, позволивший получить квалификацию поездного машиниста. Из сохранившихся документов известно, что первая его пробная поездка состоялась зимой 1903 года.


В этом же году, только осенью, в семье Васильевых родился сын Константин. Всего же у Петра Парфёновича и его супруги Клавдии Николаевны было пятеро детей – три дочери и два сына. Зарплата машиниста позволяла безбедно содержать многодетную семью, Клавдия Николаевна не работала, занималась домашним хозяйством.


Паровозному машинисту знать нужно было многое – и сигналы, и механизмы, и механику, и чертежи, и тормоза, и дорожный профиль,  и особенности участка. Соответственно, и зарплата была в полтора-два раза больше, чем у стрелочников, кондукторов, дежурных по станциям. Пётр Парфёнович во всём любил точность и порядок. У родственников до сих пор сохранилась его записная книжка, в которой он вёл учёт доходов и расходов. Одна из записей свидетельствует о получении премии в 45 руб. К слову, корова в начале прошлого века в России стоила в среднем 25 руб.

Время бессонных ночей


По стопам отца пошли оба его сына. Александр стал машинистом, а Константин в 16 лет пришёл работать слесарем 2-го вагонного участка станции Самара. Позже он перешёл в паровозное депо, а в 27 лет стал помощником машиниста. Вступив в ряды КПСС в 1931 году, Константин активно участвовал в общественной жизни коллектива. В 1934 году Константина откомандировали в распоряжение Дорпрофсожа и назначили директором Клуба железнодорожников имени Революции 1905 года.


30-е годы прошлого века – одна из самых тяжёлых страниц в истории нашей страны, когда клевета становилась способом выживания. Семью Васильевых репрессии не коснулись, но многие из их знакомых пострадали. Руководитель оркестра в клубе, работавший ранее на Китайской Восточной железной дороге, по липовому доносу был обвинён в шпионаже. От него сразу же отвернулись друзья и знакомые. И только Константин Петрович не поверил в виновность коллеги и не побоялся сказать об этом во всеуслышание.


Супруга Константина Петровича, Антонина Николаевна Михайлова, в конце 30-х годов работала машинисткой в политотделе железной дороги. Она вспоминала, как страшно было работать в те годы. Их заставляли уничтожать не только черновики документов, которые они печатали, но даже использованную копирку. Машинисток нередко подозревали в распространении секретной информации, и нести такой моральный груз было очень тяжело. Антонина не выдержала и перешла работать в железнодорожное училище.

Автограф на легенде


В 1942 году Константин Петрович был призван в действующую армию. Часть направили под Сталинград. Баржу, на которой они плыли, разбомбили. Солдатам пришлось прыгать в ледяную воду, а выйдя из неё, тут же вступить в бой.


Он несколько раз был ранен и контужен, но подлечившись в госпиталях, снова возвращался в строй. Дошёл до Берлина и расписался на рейхстаге. Его боевые заслуги отмечены орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».

Всесоюзная известность


Демобилизовавшись, Константин Петрович вернулся к прежней деятельности. В послевоенное время клуб стал настоящим центром народной культуры. И немалая заслуга в этом была его руководителя. В этот период открылась первая в городе фотошкола, прекрасными постановками славился народный театр, был организован хор ветеранов труда, создан единственный в городе самодеятельный коллектив музыкальной комедии. Коллектив клуба неоднократно становился победителем различных всесоюзных конкурсов. В 1954 году про Куйбышевский клуб железнодорожников написал всесоюзный журнал «Клуб», поместив фото Константина Петровича и его сотрудников на обложке.


Константин Петрович буквально дневал и ночевал в клубе, который стал для него вторым домом. Он самостоятельно выбирал необходимую мебель, а за люстрой, которая долгие годы украшала большой зал, лично ездил в Гусь-Хрустальный.


Когда в 1963 году Константина Петровича провожали на пенсию, то для всего коллектива это было тяжёлым расставанием. Слезы в тот день никто не сдерживал – ни сам юбиляр, ни его подчинённые. Однако размеренная и чересчур спокойная жизнь пенсионеру быстро наскучила. Недолго раздумывая, он устроился в дистанцию гражданских сооружений, где проработал ещё 13 лет. В этом году Константину Петровичу исполнилось бы 110 лет. И эту  дату будет отмечать Дворец культуры железнодорожников.


Железнодорожная верность


Единственная дочка Васильевых, Маргарита Константиновна, окончила экономический факультет железнодорожного техникума. После распределения трудилась на заводе, а потом перешла в  проектный институт «Желдорпроект Поволжья». В должности экономиста проработала до самой пенсии – почти 30 лет.


Её супруг, Иван Владимирович Чугунов, с которым они в счастливом браке живут уже шестой десяток лет, тоже выпускник железнодорожного техникума. Свою трудовую деятельность он начинал помощником машиниста. Потом без отрыва от производства заочно окончил машиностроительный институт и работал инженером на заводе.


Представитель четвёртого поколения семьи, Светлана Ивановна Чугунова, можно сказать, выросла в железнодорожной среде. В детские годы каждое лето она проводила на дачах железнодорожников на поляне Фрунзе.


«Это было удивительное время. Жили там как одна большая семья. Мы, дети, готовили поздравления, собирали полевые цветы, которые потом вручали лучшим в профессии», - вспоминает она. Поначалу Светлана Ивановна продолжать семейную традицию и идти в железнодорожники не собиралась. Окончив школу, поступила в политехнический институт. 15 лет проработала на заводе. Грянувшие в стране экономические перемены заставили заняться поиском новой, приносящей стабильный доход, работой.Палочкой-выручалочкой стала родная для семьи железная дорога. Несколько лет Светлана Ивановна проработала в отделе технического обеспечения медицинских услуг Дорожной больницы, потом перешла в службу гражданских сооружений. С 2007 года трудится в секторе договорной и презентационной работы Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению.


Сын Светланы Ивановны Алексей занимается охраной железнодорожных объектов. Династия продолжается.

Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30