19 апреля 2021 03:11

19 апреля 2021 03:11

фото: Архив музея

«Усатая» территория

Труд заключённых превращал посёлки лесозаготовителей в железнодорожные станции

Для покорения непроходимых лесов и строительства транспортной инфраструктуры в помощь железнодорожникам направляли команды заключённых.

После окончания Гражданской войны страна находилась в разрухе. Необходимо было восстанавливать народное хозяйство. Москва и другие крупные города остро нуждались в топливе, лесоматериале для построек. И вот на станции Потьма, расположенной относительно недалеко от столицы, в богатый лесом Мордовский край высадился «десант» железнодорожников: проектировщиков и строителей.


Началась прокладка железнодорожного пути от станции Потьма в глубь Мордовских лесов Зубово-Полянского района. Это был тяжёлый и изнурительный труд. На пути строителей встречались небольшие реки, болота. Все земляные работы велись вручную с помощью лопат, ломов и тачек.


В 1924 году железнодорожная ветка дошла до пункта Молочница, где и началась заготовка и отгрузка леса. Первые лесорубы из числа крестьян и комсомольцев-добровольцев Мордовии жили в землянках и шалашах, расположенных в палаточном городке.


Однако возрастающая потребность в лесе и лесоматериалах заставила прокладывать всё новые и новые участки железнодорожных путей. Возникли новые населенные пункты: Сосновка, Ударный, Парца, Леплей, Явас, Озёрный и Лесной. По сути дела, все эти посёлки практически стали железнодорожными станциями, так как от них уходили отводы, так называемые «усы» – до лесных делянок.


Наконец, в 1929 году 54-километровый железнодорожный путь был доведён до Барашево. Естественно, что рабочих рук для такого объёма заготовки и отгрузки леса не хватало. Выход был найден – использовать труд заключённых.


Первые партии заключённых, привезённых в 1931 году, не представляли особой опасности и находились под чисто символической охраной. Предстояло все эти команды заключённых объединить под единым руководством. Так создаётся Темниковский лагерь – «Темлаг».


Распоряжением ГУЛАГ от 25 мая 1931 года первым начальником управления ИТЛ ОГПУ назначается Э.И. Сенкевич. Первоначальный штат состоит из 38 вольнонаёмных сотрудников и 75 заключённых. Постепенно «Темлаг» расширяется, увеличивается контингент заключённых, обслуживающего персонала, охраны. Создаётся 17 колоний с несколькими тысячами заключённых.


Новый тип пенитенциарных учреждений – исправительно-трудового лагеря – представлял собой целый лагерный комплекс, куда входили лагпункты и лаготделения, вокруг которых строится жильё, образовываются новые посёлки с деревообрабатывающими и другими производствами, но все они объединены железнодорожными сообщениями. Уже в конце 30 и начале 40-х годов прошлого века отправлялось через станцию Потьма ежесуточно до 300 вагонов с продукцией, произведённой в лагерях.


В период Великой Отечественной войны работа заключённых и обслуживающего персонала направлена на военные нужды, помощь фронту, для чего создаются новые виды изготовленной продукции. В конце войны и послевоенный период меняется и контингент заключённых. Появляются пленные итальянцы, бендеровцы, «лесные братья» из Прибалтики.


В 1948 году Темниковский лагерь был переименован  в «Дубравный». Параллельно с лесозаготовками и приездом новых партий заключённых, увеличился и набор сотрудников для работы в лагерной системе.


Продолжают развиваться посёлки, и ежегодно растет объём промышленной продукции. В лагерных предприятиях начинается выпуск швейных изделий, мебели, оконных и дверных блоков, футляров для радиоприёмников. Начинается выпуск продукции из металла. Был построен литейный цех. Налажен выпуск кирпича. Производятся детали для легковых автомобилей, калориферы, вентиляционные камеры, матрацы, чехлы для самолетов и многое другое. Управление имело собственный подвижной состав – «вертушки» – для завоза строительных грузов. Кроме этого, ходил по графику и пассажирский поезд с двумя-тремя вагонами.


В 1960 году добавилось ещё одно название Дубравного – Учреждение ЖХ-385 Главного управления исполнения наказаний РФ, откуда ещё совсем недавно по железнодорожному пути соединяющему станции Потьма – Барашево, передвигались группы вагонов с продукцией. В последние годы объём перевозок сократился. Железная дорога, как стратегический объект, утратила своё значение, поэтому её содержание стало убыточным. В 2008 году был начат процесс ликвидации, а 7 октября 2010 года прекращено юридическое существование. С этого времени все перевозки осуществляются по автодорогам. Рельсы, подвижной состав, обустройства, имеющие историческую ценность,  сданы в металлолом.

Юрий Менчик
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30