12 апреля 2021 06:45

12 апреля 2021 06:45

фото: Андрей Сполитак

Единым маршрутом к знаниям

Транспортный вуз сохраняет отраслевой подход к подготовке кадров

Иван Андрончев, и.о ректора Самарского государственного университета путей сообщения

Самарский государственный университет путей сообщения, как и другие вузы страны, готовится к приёму абитуриентов. Что ожидает будущих инженеров в областях эксплуатации транспортной техники, управления перевозочным процессом, строительства железных дорог, безопасности перевозочного процесса?


- Иван Константинович, высшая профессиональная школа сейчас переживает непростые времена: уход от «специалитетов», переход на двухуровневую систему обучения. Как к этой ситуации адаптировался ваш вуз? 


–  Сейчас мы работаем по стандартам так называемого «третьего поколения», они имеют определённые отличия от предыдущих. В новом стандарте в рамках учебной программы вместе объединены разные специальности, например, локомотивы, вагоны и электрический транспорт железных дорог.


Это позволяет совмещать общие виды инженерной подготовки, расширять методическую базу. К примеру, общеинженерная и естественнонаучная подготовка студентов концентрируется в занятиях с использованием современного учебного оборудования, как, например, тренажёр машиниста электровоза, где применяются ИТ-технологии, есть демонстрационный экран, программное обеспечение, заложены параметры пути от Уфы до Рузаевки. 


Специалисты электротранспорта, а также вагонники, тепловозники знакомятся с таким тренажёром на общем курсе железных дорог. Кстати, и путейцы тоже проходят такое обучение тяговым расчётам.


Реализация компетентностного подхода в образовании требует хорошей учебно-производственной подготовки, наличия производственных площадок (учебных полигонов), доступности современных электронных баз данных, специализированных лабораторий и современного оборудования. Всё это в нашем вузе имеется.


Мы берём всё положительное от стандартов третьего поколения. В том числе вариативность изучения дисциплин. Студенты могут себе позволить выбрать для изучения интересующие их дисциплины.


Плюс здесь один  – мы по-прежнему сохраняем пятилетний срок обучения.


Переход на двухуровневую систему подготовки нас касается меньше всего. Благодаря совместным усилиям Министерства транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Совета ректоров транспортных вузов удалось отстоять подготовку специалистов по железнодорожным специальностям по пятилетней программе. Это продиктовано самой жизнью. Ведь наши выпускники решают важные задачи, напрямую связанные с ответственностью за жизни пассажиров, экономикой, обороноспособностью страны, развитием межрегиональных связей.


Пятилетний срок представляет все специальные дисциплины, связанные с железнодорожным транспортом в полном объёме. Чего нельзя сказать о бакалаврах. В других технических вузах страны такой подход не позволяет читать профессиональный курс и соответственно специалист получается такого уровня, что потом его надо или доучивать на предприятии, или в сфере его деятельности понадобятся определённые профессиональные обязанности, скажем так, не требующие большого интеллектуального напряжения и глубоких знаний.


В настоящее время мы осуществляем подготовку специалистов по семи направлениям. Помимо этого СамГУПС, претворяя в жизнь нововведения, намеченные Министерством образования и науки РФ, реализует ещё 10 направлений подготовки бакалавриата и шесть направлений подготовки магистратуры.


Выпуск магистров в 2013 году для СамГУПС будет четвёртым. В 2012 году в стенах нашего университета магистерские диссертации защитили 33 человека (выпускники кафедры «Мехатроника в автоматизированных производствах», «Информационные системы и телекоммуникации», «Бухгалтерский учёт, анализ и статистика»).


- А как может отразиться на приёмной кампании факт, что транспортные вузы в этом году не получили ни одного бюджетного места для подготовки специалистов в области информационных технологий и менеджмента?


– Контрольные цифры приёма в блоке информационных технологий отсутствуют только по заочной форме. В этом году приём по заочной форме по направлению «Информационные системы и технологии» вестись не будет.


Скажу больше. Если раньше Федеральные агентства согласовывали с Министерством образования и науки количество бюджетных мест, то в этом году новшество в том,  что все эти места выставляются на общие электронные торги и любой вуз может в них участвовать.


Нужно отдать должное ОАО «РЖД», министру транспорта РФ (было совещание по этому вопросу в правительстве), на котором решено, что транспортные железнодорожные вузы в этом направлении, хотя бы по железнодорожным специальностям, будут в приоритете.


У нас приём на нежелезнодорожные специальности никогда не отличался большим количеством бюджетных мест. В общем и целом у нас бюджетные места остаются на прежнем уровне. О каком-то катастрофическом снижении речи не идёт. Естественно, предпочтение отдается железнодорожным специальностям. 


По гуманитарным направлениям (экономика, менеджмент, управление персоналом) сокращение более существенное. Но эта проблема коснулась всего высшего образования. Поэтому абитуриенты при выборе учебного заведения будут обращать внимание на его имидж, качество образования, стоимость обучения и т.д. Наш вуз всегда при этом пользовался большой популярностью.

- По роду своей деятельности как журналист часто контактирую с менеджерами по персоналу, кадровиками. Говорят, что ваш вуз готовит недостаточное количество специалистов в этой области. 


– Мы уже несколько лет готовим таких специалистов (специальность «Управление персоналом»). Мало того, в университете открыт двухлетний курс дополнительного образования,  где любой студент – локомотивщик, вагонник, путеец – может за дополнительную плату в течение двух лет освоить такую квалификацию и получить аттестат, позволяющий осуществлять профессиональную деятельность в кадровой службе.


- Какие направления намерен развивать вуз, чтобы оказаться в числе лидеров в конкурентной борьбе за потенциальных студентов? 


– В этом году мы объявили приём на новое и очень востребованное направление: «Техносферная безопасность», профиль «Транспортная безопасность». Заинтересованность в подготовке кадров в данной сфере проявляют не только на железнодорожном транспорте, но и в других транспортных отраслях.


По транспортной безопасности у нас в вузе прежде всего осуществляется работа по договорам с предприятиями. Создан университетский центр транспортной безопасности, который даёт оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в том числе мостам, вокзалам, железнодорожным станциям.  Естественно, работая в этом направлении почти два года, мы получили определённый опыт.  Поэтому и  ОАО «РЖД», и Министерство транспорта РФ выделили нам бюджетные места под эту новую специальность.


- Какие нововведения ожидают абитуриентов в этом году?


– Правила приёма по программам высшего профессионального образования в этом году остались без существенных изменений. В следующем году Министерство образования и науки России обещало новый порядок приёма в вузы в связи с вступлением в полную силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».


Кардинально изменились правила приёма для получения среднего профессионального образования. В этом году приём в техникумы идёт на основании результатов освоения программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования. В нашем случае речь идёт о среднем балле аттестата.


- Целевики могут не беспокоиться при приёме?


– Приём целевиков идёт с линии, чтобы наиболее эффективно расходовать бюджетные средства. Использование этих средств на организацию подготовки специалистов для транспорта мы выполняем полностью. Ведь целевик отучится и вернётся на родное предприятие, зная его особенности и традиции. У него там работают родители, знакомые и друзья.


Порядка 65% студентов обучаются у нас по целевым направлениям предприятий по трёхсторонним договорам – предприятие – физическое лицо (студенту нет 18 лет, договор подписывают родители) – руководитель университета. На основании такого договора мы взаимодействуем с предприятием в плане того, что студент все виды практики проходит там, и в дальнейшем будет работать на подготовленном для него месте. Студент делает дипломный проект для этого же предприятия. Мы стараемся, чтобы дипломный проект решал какие-то практические задачи на современном научном уровне. И дипломник потом, когда получит статус специалиста, будет внедрять свои разработки в производство.  Это направление верное и мы будем ему следовать

Беседовал Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30