15 апреля 2021 14:12

15 апреля 2021 14:12

фото: Александр Викторов

Огонь в небе

Вражеские самолёты Анатолий Климов сбивал с земли из пулемёта

За мужество при форсировании Днепра бывший машинист локомотивного депо Ульяновск Анатолий Николаевич Климов награждён орденом Славы II степени.

Анатолий Николаевич родился в селе Белозерье Карсунского района Ульяновской области. Окончив среднюю школу, он поступил в Алатырский техникум железнодорожного транспорта на механическое отделение. В скором времени он должен был стать техником-паровозником, но судьба распорядилась по-иному… С 3-го курса Анатолия забрали в армию. Служил в 48-м гвардейском бомбардировочном авиационном полку. Война застала его там, когда он не прослужил и года.


«Нас подняли по тревоге, зашёл младший лейтенант и сказал: «Ну, всё, ребята, теперь отбоя не будет – война началась!» В тот же день увидели в небе первые фашистские самолёты – это разведчики прочёсывали местность».


Воевал Анатолий Климов на 1-ом Украинском фронте, вместе с однополчанами обеспечивал советские самолёты боеприпасами. Однажды ему удалось подбить вражескую машину из пулемёта.


«Случилось это под Винницей, когда «Мессершмитт» низко летел над землей и обстреливал  наши укрепления, -  вспоминает Анатолий Николаевич. – Я на свой страх и риск пустил в него пулемётной очередью: самолёт задымился и штопором и пошёл вниз».


Безусловно, самым значимым эпизодом военного времени стало для Климова форсирование Днепра. Битва за Днепр наряду со Сталинградом и Курском стала одним из трёх крупнейших сражений 1943 года. Анатолий Николаевич в составе разведгруппы дважды пытался перейти реку, но всякий раз немцы были начеку. А на третий раз командование отдало приказ провести разведку боем.


«Во время форсирования Днепра мы, человек 30, попали под перекрёстный огонь. Многие солдаты полегли в том бою, я сам получил там первое ранение: вражеская пуля угодила мне под лопатку. Приказ мы успешно выполнили, после чего я попал в госпиталь, но долго залечивать раны было тогда непозволительной роскошью. Более-менее пришёл в себя – и вновь отправился на передовую», - вспоминает Анатолий Николаевич.


Незадолго до Победы воинскую часть, где служил Климов, расформировали, и он возвратился домой. А через год осуществил-таки давнюю мечту стать железнодорожником:  окончил Алатырский техникум железнодорожного транспорта.


В локомотивном депо Ульяновск Анатолий Николаевич проработал 40 лет – с 1947 года. Сначала техником-механиком, а потом машинистом: водил паровозы, а затем и тепловозы в сторону Инзы, Мелекесса, Нурлата. Он был одним из лучших наставников молодёжи. Старожилы депо вспоминают, что Анатолия Климова всегда отличало отеческое отношение к молодым работникам, он передавал им накопленный опыт и отдавался работе без остатка. На протяжении всей трудовой деятельности он с завидным постоянством  перевыполнял план промывочного ремонта с хорошим качеством. Перед выходом на пенсию ещё какое-то время работал дежурным по локомотивному депо Ульяновск.


За добросовестную работу Анатолий Николаевич был награждён множеством наград, но самой дорогой из них считает орден Славы II степени. Эта награда, вручённая ему за личное мужество при форсировании Днепра, навсегда осталась ярчайшим примером героизма простого солдата.

Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30