19 апреля 2021 21:15

19 апреля 2021 21:15

фото: Александр Савенков

Драгоценные заклёпки

Мост больше ста лет хранит свои секреты. Строительство Ульяновского Волжского моста началось весной 1913 года.

Русский метод


Вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу встал в конце XIX века, когда в Симбирск была проложена железная дорога. До этого грузы приходилось выгружать из вагонов, затем переправлять зимой по льду, а летом на баржах до следующей станции.


Строительство железнодорожного моста началось весной 1913 года. Автором проекта стал русский инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения Николай Белелюбский, построивший до этого в России около 100 мостов. При строительстве Волжского моста он разработал новый метод, который впоследствии в Европе назовут «русским методом». Более четырёх тысяч мостовиков со всей страны возводили конструкцию вручную. Стоимость одного пролёта моста превышала 4 млн руб. царскими деньгами, а всего пролётов 15, каждый из которых длиной 158 метров.


Стальные конструкции для моста изготавливались на Юзовском заводе Донецка и собирались на месте. Гранит для облицовки «туфельных опор» доставлялся с Урала, а бутовый камень добывался в Симбирской губернии.


Для сборки пролётов был поставлен миллион заклёпок. Существует легенда, что одна из заклёпок сделана из драгоценного металла. Другая история гласит, что в бетонную опору была замурована серебряная плита с выбитыми на ней именами первых мостостроителей.


В июле 1914 года строящийся мост был сильно повреждён пожаром, а в мае следующего года грандиозный оползень Симбирской горы разрушил подходы к мосту со стороны города и значительно повредил уже установленные конструкции. Окончательно мост протяжённостью 2,8 км был достроен в 1916 году. Сначала он получил название «Романовский», после Февральской революции его переименовали в мост «Свободы», затем он стал «Императорский его величества Николая II». Срок службы моста определили в 100 лет.


Вторая жизнь


В 2003 году на железнодорожном мосту через Волгу началась замена пролётов, так как по мнению специалистов у старых конструкций появилась так называемая «усталость металла».


За пять лет мостовики заменили 15 пролётных строений, и обновлённый мост теперь готов прослужить ещё один век. Заказчиком работ выступило ОАО «РЖД», а исполнителем – Московская строительная компания «Мост».


«Ульяновский Волжский мост уникален в своём роде, - рассказывает начальник отдела инфраструктуры Волго-Камского региона Михаил Кардаш. – Это единственный мост на Куйбышевской железной дороге, имеющий такую протяжённость. На время постройки мост являлся крупнейшим мостовым переходом Европы. Он имел несколько иной вид и был построен на старых опорах. На месте насыпи со стороны правобережья находились эстакады. Сейчас, как память, осталась лишь одна из них – на 894-ом километре. Автодорожный мост строили уже в 50-е годы. С введением новых пролетных строений на перегоне Ульяновск-2 – Заволжье была задействована автоматическая автоблокировка, что позволило ещё больше увеличить грузопоток по мосту. Полный проект и макет моста хранятся в Санкт-Петербургском институте путей сообщения».


Волжский мост является важным связующим звеном центральных областей России с Уралом и Сибирью, и при развивающейся грузонапряжённости значение моста всё больше возрастает.


Всепогодная работа


Сейчас на Волжском мосту работают 27 работников Дистанции искусственных сооружений, среди которых немало старожилов, проработавших на этом объекте несколько десятков лет. К примеру, Геннадий Академов, Олег Рассадин, Валерий Щегунов, Александр Сологубов и Александр Купцов. У каждого из них стаж работы на Волжском мосту более 20 лет.  Задача работников – обеспечение стабильности существования мостового перехода, безопасный пропуск поездов по участку Ульяновск-2 – Заволжье.


Один из легендарных работников искусственных сооружений, Сергей Иванович Фокин, бывший заместитель начальника Ульяновской дистанции пути, уверен, что условия работы для мостовиков заметно улучшились. Сергей Иванович посвятил мостовым сооружениям 25 лет из 42-х своего трудового стажа.


«Раньше на Волжском мосту работали мостовые слесари, но потом все они перешли на должность ремонтников искусственных сооружений, - говорит он. – Значительно улучшились их условия труда.  Все в обязательном порядке получают  спецодежду, о которой раньше нам приходилось только мечтать, ведь на мосту людям приходится работать на сквозняках и при любых погодных условиях. К тому же температура воздуха в районе моста значительно ниже, чем в другой части города. До места работы железнодорожников доставляют на машине, что тоже немаловажно. За время работы приходилось быть свидетелем как радостных, так и печальных событий в истории моста. К примеру, в 1983 году на моих глазах произошло  крушение теплохода «Суворов», унёсшее жизни около 200 человек. Запомнились работы по оздоровлению путей  в 90-х годах. Собственными силами мы заменили  рельсы и все крепления. Тем самым сохранность моста намного улучшилась, появился плавный ход, что было большим успехом».

Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30