19 апреля 2021 03:35

19 апреля 2021 03:35

Законы времени

В годы войны железнодорожники за нарушения отвечали наравне с военными.
Ровно 70 лет тому назад – 15 апреля 1943 года –  выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР «О введении военного положения на всех железных дорогах».

К этому времени в войне наметился перелом в пользу нашего государства. Необходимо было закрепить эти успехи и, конечно, не последнюю роль в этом вопросе играл железнодорожный транспорт. Вот отдельные пункты Постановления:

1. Объявить все железные дороги на военном положении.

2. Всех рабочих и служащих железнодорожного транспорта на период войны считать мобилизованными и закрепить их для работы на железнодорожном транспорте.

5. Рабочих и служащих железнодорожного транспорта за преступления по службе по решению Военного Трибунала увольнять с работы с направлением на фронт в штрафные роты, если они не подлежат более суровому наказанию.

Через некоторое время, а точнее 25 апреля 1943 года, принимается «Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР». Устав утверждён Советом Народных Комиссаров Союза ССР.

Один из основополагающих пунктов этого документа звучал так: «Укрепить в каждом работнике железнодорожного транспорта сознательное отношение к труду как «к делу чести, делу славы, делу доблести и геройства» (Сталин)».

Кроме этого, устанавливались достаточно жёсткие требования к производственной деятельности, в частности, «Приказ начальника – закон для подчинённого, он должен быть выполнен безоговорочно, точно и в срок». А вот «Всякое нарушение дисциплины на железнодорожном транспорте» влекло за собой дисциплинарное взыскание или предание суду Военного Трибунала. Устав устанавливал особые требования к работникам железнодорожной отрасли, которые «за преступления по службе отвечают наравне с военнослужащими Красной Армии».Что касается рассмотрения дел о преступлениях, совершённых на железнодорожном транспорте, то они передавались на рассмотрение Военных Трибуналов железных дорог по законам военного времени.

Отдельные пункты Устава чётко прописывали обязанности работников железнодорожного транспорта в период военного времени. Так, п.20 Устава предусматривал дисциплинарные взыскания на нарушителей трудовой дисциплины в виде ареста.

Начальники станций, вагонных и паровозных депо, вагоноремонтных пунктов, вагонных и строительных участков, дистанций пути и связи могли налагать на подчинённых до 5 суток ареста. До 10 суток в качестве наказания могли применить начальники отделений движения, пассажирского и паровозного хозяйства, начальники служб управлений дорог, начальники заводов, трестов и строительств, непосредственно подчинённых Наркому путей сообщения, а также начальники вузов и техникумов. Начальники дорог этот срок могли увеличить вдвое – до 20 суток. Причём при аресте виновные либо находились под стражей без исполнения служебных обязанностей и без выплаты заработной платы, либо с исполнением служебных обязанностей.

Однако Устав предусматривал и систему поощрений. Например, благодарности, денежные награды,  награждение  именным ценным подарком. Кроме этого, особо отличившиеся могли быть удостоены значков  «Почётному железнодорожнику» и «Ударнику Сталинского призыва».Стоит отметить, что и меры наказания, как и поощрения, обязательно заносились в трудовую книжку.

В период с 1941 по 1945 годы 14 тыс. железнодорожников Куйбышевской железной дороги участвовали в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, 31 из них стали Героями Советского Союза и один – полным кавалером ордена Славы. Десятки тысяч тружеников магистрали в тяжелейших условиях с честью выполняли поставленные задачи, приближая день Победы.

Юрий Менчик
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30