11 апреля 2021 03:55

11 апреля 2021 03:55

Золотая «сезонка»

Жетон давал право на пожизненный бесплатный проезд.
100 лет назад на Волго-Бугульминской дороге были выпущены золотые жетоны для людей, внёсших значительный вклад в развитие железнодорожной отрасли.

Ювелирные тонкости

В дореволюционное время на железной дороге существовала своя система поощрений. В те времена награждение рассматривалось не просто как признание заслуг того или иного человека. После представления к  орденам и медалям, как правило, следовало первоочередное получение следующего чина, упрочение положения в обществе.

У нас в руках любопытный документ за подписью управляющего Волго-Бугульминской дорогой инженера Соковича от 27 июня 1913 года: «Приказ на общий список лиц, коим выданы правлением общества золотые жетоны на право пожизненного бесплатного проезда по Волго-Бугульминской железной дороге в вагонах 1 класса и Правила проезда по жетонам. Настоящий приказ должен быть выдан всем главным кондукторам и лицам, контролирующим поезда».

Далее под приказом следует перечень избранных, коим выпала честь пользоваться особой льготой. Всего – 283 фамилии.

1.jpgЗолотые жетоны были выполнены по всем канонам ювелирного искусства. Лицевая сторона была расписана семицветной эмалью, на ушке стояло клеймо производителя и 56-я проба.

Памятные жетоны представляли собой очень редкие и дорогие изделия ручной работы – золотые, серебряные, искусно украшенные эмалью и финифтью, изготовленные в мастерских Фаберже, Хлебникова, Болина и других известных ювелиров. Они вручались высокопоставленным должностным лицам, членам правления железных дорог, а также были наградой за многолетнюю безупречную службу.

Подобные знаки в дорогом, эксклюзивном исполнении практически не встречаются. Именными серебряными и золотыми жетонами награждали за строительство железной дороги, в честь важнейших событий и за выслугу лет на дороге. Жетон давал право на пожизненный бесплатный проезд в вагонах 2-го класса (серебряный жетон) и 1-го класса (золотой жетон) именно этой дороги.

Из рук государевых

Путешествующие по Волго-Бугульминской дороге члены царской семьи в знак особого расположения также дарили железнодорожникам подарки: золотые часы, серебряные портсигары и другие драгоценные вещи.

Кроме государственных орденов и медалей, были и свои, железнодорожные. Служащие высшего и среднего звена за выслугу лет при выходе на пенсию  получали золотой жетон общества Волго-Бугульминской дороги. Он давал пожизненное право на бесплатный проезд  в вагонах 1-го класса. Золотые жетоны вручали также в качестве награды за участие в строительстве линий и ветвей дороги, мостов.

Пожалуй, самой известной личностью, обладавшей золотым жетоном, был Николай Аполлонович Белелюбский. За 55 лет инженерной и научной деятельности этого выдающегося человека ни один крупный мост в России не был построен без его участия в качестве автора проекта, консультанта или члена приёмной комиссии. Знаменитый Ульяновский Волжский мост на Куйбышевской дороге – тоже его детище – за что Николай Аполлонович и был удостоен почётного права ношения золотого жетона.

Ещё один не менее знаменитый обладатель золотого жетона – главный инженер путей сообщения Дмитрий Курдюмов. Мы по праву можем считать этого человека одним из основателей Волго-Бугульминской дороги. Когда в Ульяновском мосту через Волгу обнаружились катастрофические сдвиги, сооружению угрожало разрушение от громадных сползающих массивов земли. Дмитрия Курдюмова назначили руководителем ремонтных работ, и он с честью справился с заданием – движение поездов благодаря его самоотверженному труду оказалось вне опасности.

Памятные жетоны вручались не только железнодорожникам. В марте 1916 года Симбирское отделение Государственного банка возглавил 38-летний дипломированный юрист коллежский асессор Павел Петрович Устякин. Учитывая заслуги отделения в кредитовании строительства железнодорожного моста через Волгу, Управление Волго-Бугульминской железной дороги вручило ему специальный золотой жетон и свидетельство на право пожизненного бесплатного проезда по всем линиям.

Жетон жетону не рознь

Второй разряд жетонов – серебряные – предназначались для младших служащих. Их вручали агентам, прослужившим на дороге 25 лет и получавшим жалование не менее 600 рублей. Жетоны давали возможность проезда в вагонах второго класса. Положение действовало до 1917 года.

По всей сети дорог – а всего в Российской империи было 68 дорог – существовало более  сотни железнодорожных жетонов. Все они, помимо поощрительной функции, имели важную смысловую и эстетическую ценность. Они являлись одновременно культурным наследием, предметом антикварного искусства и важным историческим документом.

Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30