12 апреля 2021 00:00

12 апреля 2021 00:00

Работать как швейцарские часы!

Девиз коллектива восстановительного поезда №2 станции Пенза-1.
В музее Пензенского региона Куйбышевской железной дороги открылась экспозиция «История восстановительного поезда №2 станции Пенза-1 в моделях». Работа над ней заняла у директора музея Александра Сачкова несколько лет, потому что очень трудно собрать нужную комплектацию поезда в масштабе 1:87. Последнюю заказанную модель – кран ЕДК-25 постройки немецкого завода города Дессау – Александр Владиславович получил почтой буквально на прошлой неделе.

Девиз коллектива восстановительного поезда №2 станции Пенза-1

В музее Пензенского региона Куйбышевской железной дороги открылась экспозиция «История восстановительного поезда №2 станции Пенза-1 в моделях». Работа над ней заняла у директора музея Александра Сачкова несколько лет, потому что очень трудно собрать нужную комплектацию поезда в масштабе 1:87. Последнюю заказанную модель – кран ЕДК-25 постройки немецкого завода города Дессау – Александр Владиславович получил почтой буквально на прошлой неделе.

 

Немного истории

 

Две диорамы музея показывают работу ВП-2 на территории станции Пенза-1 в годы Великой Отечественной войны и в период на рубеже 50-60-х годов прошлого века. Макет поезда восстановлен с исторической точностью: в модели присутствуют краны ЕДК-25 и ПК-18,5 с подкрановой платформой, вагон-гараж для тяговой техники, платформы с тягачами и бульдозерами. В то время поезд входил в состав локомотивного депо на станции Пенза-1, а местом его дислокации служил путь отстоя за угольным складом.

 

Любопытно, что один из тягачей, работающих в составе ВП-2, уцелел до наших дней. Он был устроен на базе самоходной артиллерийской установки СУ-100 и в настоящее время экспонируется в центре Пензы, неподалеку от Памятника Боевой и Трудовой Славы.

 

Восстановительный поезд №2 станции Пенза организован по приказу Народного Комиссара путей сообщения 11 ноября 1936 года. Поезд был оснащен по последнему слову тогдашней техники – накаточными башмаками, паровым подъемным краном ПК-18,5 (он изготавливался на заводе в городе Кирове) и бульдозером С-80 «Сталинец».

Работники предприятия принимали непосредственное участие в Великой Отечественной войне – обслуживали кран в прифронтовой полосе для восстановления движения поездов. В настоящее время удалось выяснить, что на Юго-Западный фронт в 1943 году выезжали пять сотрудников поезда, возглавлял группу тогдашний заместитель начальника ВП-2 Дмитрий Алексеевич Графчиков.

 

Послевоенные годы стали временем дальнейшего развития предприятия. В 1949 году ВП-2 получает грузоподъемный кран ЕДК- 50, а в 1954 году – кран ЕДК-25, тягачи на базе Т-34 и СУ-100. Масштабное переоснащение поезда произошло в 70-е годы прошлого века: в его составе появились бульдозер Т-100 и кран ЕДК-300.

В настоящий момент восстановительный поезд тоже оснащен весьма солидно. В его составе мощные краны ЕДК-2000, ЕДК-300/2, ЕДК-300/5 с телескопической стрелой, а также тяговая техника – два тягача БТТ-1, бульдозеры Т-35 и «Коматсу», автомобили «Нива-Шевроле», «УАЗ» и «ЗИЛ».

 

Профессионализми никакой бюрократии

 

- Главное наше богатство – это, все-таки, не техника, а коллектив, - считает Юрий Журкин. Юрию Борисовичу 55 лет. Он пришел на железную дорогу после службы в армии, и сразу попал на восстановительный поезд.

 

– И с тех пор как отрезало, - улыбается он. – Больше с родного предприятия ни шагу!

 

Начинал Журкин стропальщиком. Потом выучился на машиниста крана и проработал в этой должности более 20 лет. Был мастером по гидравлике, а сегодня он – заместитель начальника ВП-2, душа и гордость коллектива. Заработал Орден Трудовой Славы III степени, в 2005 году был награжден именными часами президента компании.

Юрий Борисович с теплотой вспоминает своего наставника – Анатолия Афанасьева, который хоть и работал машинистом крана, умел все: локомотивы поднимать и накатывать, плести тросы и управлять гидравликой.

 

- И такие опытные кадры мы всегда стараемся сохранить, - продолжает свой рассказ Журкин. – Я горжусь коллегами, с которыми работаю не первый год – это, к примеру, машинист крана ЕДК -300/5, Алексей Елисеев или мой давний товарищ и соратник, тоже крановщик Александр Меркулов, с которым не один пуд соли съели. Помню, как в молодости, в 1976 году, вместе с ним принимали участие в ликвидации последствий крупной аварии на Приволжской дороге, когда неподалеку от станции Колышлей столкнулись два поезда, загорелся вагон с пропаном – мы тогда двое суток работали как проклятые, но смогли восстановить движение в полном объеме.

 

Отметим, что коллектив ВП-2 всегда привлекали для работ на другие магистрали, признавая тем самым его профессионализм и ответственность. Чтобы держать марку, и сегодня на предприятии постоянно проходит обучение личного состава – раз в неделю теоретическое, раз в месяц – практические занятия на территории, раз в квартал – на специальном полигоне 109 км, он расположен на Рузаевском направлении. Там поезд расцепают, технику сгоняют и расставляют краны. После чего специальный учебный вагон «кувыркают», то есть разбирают по частям.

 

Выполняет восстановительный поезд и различные подрядные работы – выгружает грузы, помогает путейцам, энергетикам, например, убирая старогодние шпалы или очищая пути, междупутье и высоковольтные линии от поросли.

 

На днях коллектив поезда помогал силам областного управления по ГО и ЧС, ликвидировать последствия лесного пожара близ пассажирской платформы Никоново, расположенной на перегоне Асеевская – Чаадаевка. Начальник поезда Сергей Сенин отметил в последнем случае хорошую работу Александра Меркулова, машинистов бульдозера Николая Ховрина, Виктора Горшкова и Владимира Терина.

 

Привлекают к работе ВП-2 и сторонние заказчики – в прошлом году городские власти обращались за помощью при строительстве виадука. Тогда восстановительный поезд помог московским мостостроителям своей техникой и кадрами.

 

– Специфика нашей работы такова, что коллектив постоянно в заботах, - подытоживает Юрий Журкин. – У нас много оборудования, которое необходимо содержать, что называется, в полной боевой готовности. Если использовать аналогию с отраслью здравоохранения, то мы как «Скорая помощь», и потому должны работать как хорошие швейцарские часы, то есть – всегда успевать.

 

Штат восстановительного поезда составляет 39 человек, из них 35 работников имеют рабочие профессии. Это мобильный организм, где нет никакой лишней бюрократии. Считаю, что так и должно быть!

Валерий Еркин, фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30