Когда в счастье есть смысл
Все это время трудился в локомотивном депо Самара. Работал слесарем по ремонту электровозов, сменным мастером, приемщиком электровозов.
Кардон
Родился Николай Степанович в поселке Кардон Оренбургской губернии. Это был маленький лесной поселок из 70 дворов. Родители – Степан Николаевич и Лукерья Федоровна – работали в местном колхозе. Семья была большая – восемь человек.
У Николая Степановича было два брата и три сестры. Он был самым старшим из детей.
Николай Борцов более сорока лет проработал на железнодорожном транспорте.
Все это время трудился в локомотивном депо Самара. Работал слесарем по ремонту электровозов, сменным мастером, приемщиком электровозов.
Кардон
Родился Николай Степанович в поселке Кардон Оренбургской губернии. Это был маленький лесной поселок из 70 дворов. Родители – Степан Николаевич и Лукерья Федоровна – работали в местном колхозе. Семья была большая – восемь человек.
У Николая Степановича было два брата и три сестры. Он был самым старшим из детей. Отвечал за всю работу по дому – скотину вовремя накормить, воды натаскать, за младшими приглядеть.
- Родители воспитывали нас в строгости, - рассказывает Николай Борцов. – Учили быть честными, искренними. Отец говорил, если узнаю, что к соседке залез за морковкой, три шкуры спущу. От отца с матерью усвоил, что нужно постоянно трудиться. Потому что труд тебя в конечном итоге и создаст, сделает из тебя настоящего человека.
Учеба
Их Кардон находился в 40 километрах от Абдулино. Когда Николай Борцов окончил сельскую школу, поехал в Абдулино, чтобы учиться дальше. В местном железнодорожном техническом училище шел набор на специальности контактники, помощники машинистов и слесари по ремонту электровозов.
- Я решил поступать именно туда. Подумал, что трудиться на железной дороге очень почетно, и платят там хорошо, - рассказывает Николай Степанович. - Выбрал специальность слесаря по ремонту электровозов. Хотелось, конечно, на помощника машиниста. Все ребята желали водить поезда. Но не прошел медицинскую комиссию по зрению. Пока учился в училище, жил в общежитии. В 1959 году закончил учебу. Распределили меня в локомотивное депо Куйбышев. Поставили работать слесарем по ремонту электровозов. Дали общежитие. Так началась моя взрослая жизнь.
Встреча
- Работе я обязан и встрече со своей женой Надеждой, - улыбается Николай Степанович. – В нашем депо работала ее старшая сестра. Надежда часто заходила к ней в депо. Так мы и встретились. Чем она мне понравилась? Этому нет объяснения. Просто в мое сердце пришло большое светлое чувство – любовь. В 1963 году мы поженились. Всю жизнь вместе. Друг без друга до сих пор ни одного дня не можем прожить.
Монголия
Шел 1988 год. Министер-ство путей сообщения решило помочь железнодорожникам Монгольской Народной Республики. Было приказано командировать делегацию специалистов-железнодорожников для обучения местных жителей специальностям. \
С мая 1988 по май 1991 года Николай Борцов находился в командировке в Монголии – в локомотивном депо Сайн-Шанд.\
- Наша делегация состояла из 17 человек – все специалисты локомотивного хозяйства, - рассказывает он. – Мы работали как консультанты. У меня была должность старшего мастера-инструктора. Проводили технические занятия, семинары. Обучали монгольских коллег технологии ремонта тепловозов. Общались с ними через переводчика.
- Я увидел другую страну, другие обычаи, - продолжает вспоминать Николай Борцов. - Меня поразило одно – здания, сооружения, жилые дома в Монголии очень напоминали советские города. Но в этом не было ничего странного. Поскольку строили все там совет-ские люди.
Зачем согласился на командировку так далеко? Такой вопрос Николаю Степановичу задавали многие.
- Каждому специалисту необходим рост, - так отвечал Николай Степанович. – Я посчитал, что таким образом для меня откроются новые профессиональные горизонты. Когда меня утвердили в состав делегации в Монголию, я работал слесарем по ремонту электровозов. А на железных дорогах МНР была тепловозная тяга. Выучил устройство тепловоза. Плюс ко всему, там меня поставили на руководящую должность, чем я никогда не занимался – старшим мастером-инструктором. Непросто было решиться на такой поступок.
Жена Надежда работала в то время в Управлении дороги в отделе кадров. В командировку поехала с мужем. На время командировки за ней сохранилось ее рабочее место. Но в Монголии ей пришлось самой трудоустраиваться. Благо, там располагались советские воинские части. Туда она и направилась. В одной из них – «ТБП-465» – ей предложили должность специалиста по кадрам. Она согласилась. В скором времени ее даже повысили до начальника отдела кадров.
Городок советских специалистов-железнодорожников находился рядом с депо. Это были кирпичные двухэтажные дома. Канализация, водопроводод, горячая вода. Бытовые условия были очень хорошими.
Начальник Управления Улан-Баторской железной дороги наградил Николая Борцова Почетной грамотой и ценным подарком за плодотворный труд в период работы в Монгольской Народной Республике.
Дружная семья
По приезду на родину Николай Борцов продолжил свою трудовую деятельность в локомотивном депо. Приобретенный в Монголии опыт не прошел даром – теперь его поставили сменным мастером.
В 1996 году получил знак «Почетному железнодорожнику».
Дочь Борцовых – Елена – пошла по стопам своих родителей - окончила сначала Куйбышевский техникум железнодорожного транспорта, затем КИИТ. В настоящее время работает инженером в филиале ОАО «ТрансКонтейнер» на Куйбышевской железной дороге.
Но на Елене железнодорожная династия не остановилась. Сын Павел также работает на железной дороге – электромехаником в Самарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки. За плечами у него два железнодорожных образования – техникум и университет. В техникуме Павел познакомился со своей будущей женой Олесей, которая сейчас тоже работает в дистанции. У них подрастает сын Антоша. Ему шесть лет. Николай и Надежда Борцовы, глядя на правнука, говорят: «Вот подрастает наша смена!»