12 апреля 2021 10:28

12 апреля 2021 10:28

Менеджмент – в безопасность

Всесторонний контроль.
4-5 августа на Куйбышевской железной дороге прошло сетевое совещание заместителей начальников железных дорог – главных ревизоров по безопасности движения поездов.
Формат таких встреч уже стал традиционным. Однако в новейшей истории РЖД на Куйбышевской магистрали совещание такого уровня проводилось впервые. По словам начальника Куйбышевской железной дороги Сергея Кобзева, значимость этого события для магистрали трудно переоценить, тем более что в вопросах обеспечения безопасности движения дорога не является лучшей.

Всесторонний контроль.

 

Фото: Сергея Алексеева4-5 августа на Куйбышевской железной дороге прошло сетевое совещание заместителей начальников железных дорог – главных ревизоров по безопасности движения поездов.

 

Формат таких встреч уже стал традиционным. Однако в новейшей истории РЖД на Куйбышевской магистрали совещание такого уровня проводилось впервые. По словам начальника Куйбышевской железной дороги Сергея Кобзева, значимость этого события для магистрали трудно переоценить, тем более что в вопросах обеспечения безопасности движения дорога не является лучшей.

 

По мнению большинства участников семинара для того, чтобы вывести контроль за безопасностью движения на новый уровень, необходимо проанализировать опыт европейских коллег по ряду вопросов, в частности, в области разработок системы менеджмента безопасности.

 

- Многие руководители говорят о том, что в хозяй- ствах все хорошо, а безопасность - подвела. Но подводит не безопасность, подводят руководители тех хозяйств и структурных подразделений, которые эту безопасность не смогли обеспечить, - уверен начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Андрей Волков. – Руководители сами должны видеть, в чем несоответ-ствие технологического процесса и фактически проводимой ими работы, должны вырабатывать корректирующие меры, направленные на изменение ситуации.

 

Негативно на ситуацию влияет даже то обстоятель- ство, что на некоторых предприятиях, выведенных из состава дорог в региональные структуры отраслевых дирекций, работа по обеспечению безопасности поставлена пока не на должном уровне.

 

Беспокоила участников совещания и необходимость кадрового укрепления ревизорского аппарата. Эту задачу уже начали реализовывать в СамГУПС, где для студентов последних курсов ключевых железнодорожных специальностей проводятся мастер-классы, связанные с организацией безопасного перевозочного процесса.

Как отметил Андрей Волков, в основном работа участников сетевого совещания была направлена, прежде всего, на обмен опытом между дорогами по реализации задач Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности, надежности перевозочного процесса.

 

Россия практикой сильна

РЖД готовятся к внедрению системы менеджмента безопасности движения (СМБД).

 

В настоящее время для достижения высокого уровня управления различными процессами, улучшения устойчивости и конкурентоспособности компаний создаются различные системы менеджмента. В их числе – система менеджмента безопасности движения (СМБД).

 

По словам заведующего отделением «Комплексные вопросы безопасности ОАО «ВНИИЖТ» Бориса Мягкова, сейчас завершаются работы по созданию СМБД на железных дорогах стран Европейского союза в рамках Директивы ЕС. Отличительная особенность зарубежного подхода к созданию подобных систем – предварительное создание законодательной основы.

 

Однако руководитель научно-технического комплекса ОАО «НИИАС» Алексей Замышляев уверен, что не всегда стоит ориентироваться только на европейский опыт.

- Транспортные компании Европы часто оперируют понятиями «система менеджмента безопасности» и «управление рисками». Но если поинтересоваться о том, как они ими управляют, то появляется ссылка только на Директиву ЕС. По сути, получается, что записаны лишь концептуальные подходы, однако практического прикладного инструмента пока нет, - сказал Замышляев. – Я считаю, что РЖД в практической плоскости продвинулись намного больше. Особенно в сфере факторного анализа и в вопросах построения Ситуационного центра. Кроме того, в ближайшее время представители Doutsche Bahn (DB) приедут, чтобы подробнее изучить опыт РЖД.

По словам Бориса Мягкова, в качестве первого шага ВНИИЖТ совместно с Департаментом безопасности движения компании разработан нормативный документ – положение о порядке создания СМБД в холдинге ОАО «РЖД» и осуществление деятельности в сфере менеджмента безопасности с учетом Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.

 

Уже готов план мероприятий стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса на 2011 – 2015 годы.

 

Мониторинг опасности

Завершился первый этап создания Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД».

 

Деятельность Ситуационного центра, который останется в ведении Департамента безопасности движения компании, будет осуществляться по четырем основным направлениям: безопасность движения, транспортная безопасность, пожарная безопасность, а также прогнозирование и контроль погодных условий.

На сегодняшний день НИИАС совместно с Департаментом провел работу по анализу отраслевых автоматизированных систем управления (АСУ) и мониторинг состояния технических средств на базе отраслевых АСУ.

 

Уже разработана методика проведения факторного анализа по трем хозяйствам: путевому, локомотивному и перевозок. В этом году будет готова методика еще для трех – энергоснабжения, автоматики и телемеханики, а также для вагонного хозяйства.

 

Как рассказал руководитель научно-технического комплекса ОАО «НИИАС» Алексей Замышляев, сейчас ведется разработка технических требований и доработка подсистем Ситуационного центра.

\

- Сейчас в Главном вычислительном центре (ГВЦ) создан своеобразный макет Ситуационного центра, в котором собраны и оперативно подчинены Департаменту безопасности движения диспетчеры технических департаментов (путейцы, энергетики, вагонники, локомотивщики, движенцы). Эти специалисты с разработанных экранных табло, на которых с интервалом в пять минут происходит обновление данных, получают сведения напрямую из систем, в частности, АС РБ и КАСАНТ. По сути, это первые шаги по информационному наполнению Ситуационного центра.

 

Чтобы «не утонуть» в информации, НИИАС сейчас закладывает основу-основ будущего Ситуационного центра – базу данных, где будут храниться сведения с разделением по всем факторам, допущенным случаям нарушения безопасности движения и текущему состоянию.

 

Как отметил Замышляев, архитектура базы данных будет готова уже в этом году, в следующем же году планируется начать ее заполнение. В результате должна заработать АСУ Ситуационного центра.

Юлия Ежова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30