15 апреля 2021 13:22

15 апреля 2021 13:22

Заповедное место

На станции Нижний Ломов железнодорожные раритетыдо сих пор используются по назначению.
Станция, расположенная на малодеятельном 33-километровом участке Выглядовка – Нижний Ломов, – единственная в своем роде на Куйбышевской магистрали. К примеру, на перегоне до сих пор действует электрожезловая система сигнализации, так называемая «жезловка», и сопутствующие ей приметы железнодорожной старины.
Теперь мало кто знает, что такое «жезловка».

На станции Нижний Ломов железнодорожные раритеты до сих пор используются по назначению.

 

Такой встречает станция Нижний Ломов пассажиров. Фото: Валерия ЕркинаСтанция, расположенная на малодеятельном 33-километровом участке Выглядовка – Нижний Ломов, – единственная в своем роде на Куйбышевской магистрали. К примеру, на перегоне до сих пор действует электрожезловая система сигнализации, так называемая «жезловка», и сопутствующие ей приметы железнодорожной старины.

Теперь мало кто знает, что такое «жезловка». А выглядит это так: выданный на локомотив металлический стержень- жезл является для машиниста правом отправляться на перегон.

 

Принцип работы «жезловки» прост: если перегон впереди занят поездом, этот самый жезл никак невозможно изъять из аппарата, в котором его намертво держат электрические замки – до тех пор, пока с соседней станции не поступит электросигнал свободности перегона, или, на языке спецов, «согласие» на отправление следующего поезда.

 

Столь мудреный способ сигнализации действует на этом перегоне со дня основания и до наших дней, то есть, уже более восьми десятилетий. Хотя строительство железнодорожной линии к Нижнему Ломову началось еще при императоре Николае II.

 

В 1913 году был проделан значительный объем работ, но грянула Первая Мировая война, и работы заморозили на 10 лет. Уже при Советской власти, в 1926 году, в Нижний Ломов пришел первый поезд, а 3 июня 1927 года железнодорожная линия Выглядовка – Нижний Ломов была сдана в эксплуатацию. С этого времени до Нижнего Ломова дважды в неделю стал курсировать пассажирский поезд.

 

'АлександрВ настоящее время станция обслуживает главным образом промышленные предприятия города Нижний Ломов, а также спичечную фабрику «Победа», расположенную в селе Верхний Ломов.

 

– Станция Нижний Ломов – грузовая, 4-го класса, - рассказывает мне нынешний ее начальник Александр Фаюстов. – Интенсивность движения на перегоне составляет один-два поезда в день. Что касается «жезловки», то отмечу, что это очень надежная штука, необходимая для обеспечения безопасности поездов при отправлении и приемке. Ее ни разу не ремонтировали, но она никогда не подводит.

 

Александр Владимирович ласково проводит по старинному аппарату рукой, задерживаясь пальцами на металлических ключах. Рядом с числовым аппаратом на столе стоит индуктор – такой же находится и на станции Выглядовка. Там, покрутив свой индуктор, оператор заряжает током числовой аппарат в Нижнем Ломове, тем самым позволяя достать Фаюстову жезл –давая согласие на отправку поезда. И наоборот.

 

– Конечно, современная система автоматической блокировки гораздо совершеннее в плане обеспечения безопасности движения, - признает начальник станции, - но в течение ближайшего времени вряд ли будет здесь внедрена. Как говорится, от добра добра не ищут.

 

Александру Владимировичу 34 года. Из семьи потомственных железнодорожников. Говорит, что все свое детство провел на станции Пачелма, где работал его отец. Так что долго выбирать профессию ему не пришлось. После окончания Пензенского техникума железнодорожного транспорта в 1996-м, он вернулся на родину и взялся за дело, что называется, засучив рукава. Через год Фаюстов получил из рук министра транспорта РФ именные часы как лучший молодой специалист по сети. Пять лет назад его назначили начальником станции Нижний Ломов.

 

Николай Казначеев возле паровоза ФЛ. Фото: Валерия Еркина- Работы хватает, - говорит Фаюстов. – У нас расслабляться нельзя. Объемы восстанавливаются. Сейчас показатели практически такие же, как до кризиса – за семь месяцев текущего года погрузили 253 вагона массой 12592 тонны. Это намного больше, чем год назад и есть тенденция к увеличению. Ведь экономика Нижнего Ломова медленно, но верно идет на подъем.

 

Конечно, были у станции и годы подлинного «экономического расцвета». Об этом мне рассказал 76-летний Николай Казначеев, руководивший ею более двух десятилетий – с 1976 по 1997 годы. Ветеран с удовольствием вспомнил о своей работе:

– Для меня стальная магистраль – это суть жизни, стержень, вокруг которого формировалась судьба. На Куйбышевской дороге я проработал без малого полвека – сначала в Сызрани, потом в Саранске, на пенсию вышел в Нижнем Ломове с должности заместителя главы местной администрации. Станция всегда была предметом моих забот. В конце 70-х перестроил здание вокзала, выложил кирпичом и перекрыл крышу – оно до сих пор в приличном состоянии. В 80-е годы был пик работы станции – средняя выгрузка составляла около 150 вагонов, среднесуточная погрузка 20-30 вагонов.

 

Тогда же усилиями Николая Васильевича возле станции появился необычный памятник – пожалуй, единственный сохранившейся в России экземпляр паровоза ФЛ, который использовался для перевозки топлива на спичечную фабрику в селе Верхний Ломов. Когда фабрика перешла на другие источники энергии, то паровоз хотели разрезать на металлолом. Казначеев отстоял машину. Так на постаменте возле вокзала появился паровоз-памятник.

 

– Это поистине раритет, - считает член Пензенского филиала Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД), краевед Евгений Авдонин. – Став памятником, паровоз потерял баки для воды (танки), располагавшиеся по обеим сторонам впереди кабины, задний сцепной прибор сделан из буфера вагона нормальной колеи, дымовая коробка и труба - имитация, то же можно сказать и о ходовой части. Однако большая часть узлов машины сохранилась в оригинальном виде. В общем, действительно, необычный памятник железнодорожного «зодчества».

 

Возвращаясь из поездки в Нижний Ломов, я укрепился в мысли, что побывал в своеобразном месте, где все пропитано духом истории. И хочется верить, что в будущем превратят его, вместе со всеми уцелевшими атрибутами старины, в действующий железнодорожный заповедник.

Валерий Еркин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30