11 апреля 2021 04:41

11 апреля 2021 04:41

Проектирование и инновации

О задачах и перспективах Самарского проектно-изыскательского института «Желдорпроект Поволжья» рассказывает его директор Владимир Мохонько.
- Владимир Петрович, сегодня аналитики убеждают, что пик кризиса миновал. А оставил ли он свой след в работе проектного института?
– Да, 2009 год выдался непростым. Из-за уменьшения объемов инвестиций в железнодорожную отрасль заказы на проектно-изыскательские работы от ОАО «РЖД» снизились в два раза.

О задачах и перспективах Самарского проектно-изыскательского института «Желдорпроект Поволжья» рассказывает его директор Владимир Мохонько.

 

- Владимир Петрович, сегодня аналитики убеждают, что пик кризиса миновал. А оставил ли он свой след в работе проектного института?

– Да, 2009 год выдался непростым. Из-за уменьшения объемов инвестиций в железнодорожную отрасль заказы на проектно-изыскательские работы от ОАО «РЖД» снизились в два раза. Сейчас объем заказа на проектные услуги начал расти, и мы по выполнению вышли на уровень докризисного, 2008 года. Для преодоления кризиса нами было сделано немало. Это и активный поиск сторонних заказчиков, и переход во II-III кварталах 2009 года на неполную рабочую неделю. Но при этом мы активизировали маркетинговую деятельность. Эти меры дали свои результаты. В IV квартале удалось привлечь дополнительные объемы работ, и все специалисты института начали работать по полному графику.

 

Была также разработана антикризисная программа, еженедельно подводились итоги ее реализации и к концу года, за счет мероприятий этой программы, получена экономия порядка 50 млн рублей.

 

- Как сегодня складывается взаимодействие Куйбышевской дороги с ЖДПП?

– За прошедшие годы в плане улучшения взаимодействия сделано немало. Разработан и утвержден дорожный регламент инвестиционной деятельности, внедрен регламент взаимодействия института со службой пути, проводятся регулярные совещания с участием проектировщиков и специалистов технических служб, работа института дважды рассматривалась руководством дороги по результатам хозяйственной деятельности и это улучшение взаимодействия положительно отразилось на качестве и сроках выпускаемых институтом проектов. Заседание региональной комиссии, проведенное 27 июля текущего года под председательством начальника дороги, по вопросу взаимодействия СПИИ «Желдорпроект Поволжья» с Куйбышевской дорогой дало новый импульс к совершенствованию проектной деятельности и выстраиванию эффективных партнерских отношений с магистралью.

 

- А есть ли вопросы к качеству проектов, выпускаемых институтом?

– Не буду лукавить, нарекания есть. Причина их кроется и в наших недоработках, и во внешних проблемах. Так, в связи с вводом в действие постановления РФ об обязательной государственной экспертизе и новым требованиям к проектной документации, проекты, выпущенные до середины 2008 года, не соответствовали этим требованиям и получали отрицательное заключение Госэкспертизы.

 

В III квартале 2009 года ситуация начала выправляться. Если в I-II кварталах мы получили семь отрицательных заключений Госэкспертизы, то в III квартале все четыре проекта, посланные на экспертизу, получили положительное заключение с первого раза.

 

Институт, как и все филиалы ОАО «Росжелдорпроект», сертифицирован по стандартам ИСО-9000, а это обязывает нас отслеживать показатели процесса проектирования, своевременно реагировать на ухудшение ситуации, разбирать каждое замечание экспертизы и заказчика, обращать внимание специалистов на эти ошибки.

 

В 2010 году в институте введена система мотивации за качество и эффективность, где деятельность подразделений оценивается по восьми показателям. На основе интегрированной балловой оценки осуществляется квартальное премирование подразделений института. В институте также два раза в год подводятся итоги работы по различным номинациям: лучший проектировщик, проектная группа, отдел, проект. Победителям выплачивается премия и вручаются почетные дипломы. Итоги работы шести месяцев текущего года показывают, что мы на верном пути. За этот период институтом не получено ни одного отрицательного заключения экспертизы. Это говорит о том, что система управления качеством в институте функционирует, хотя проблем еще немало и нам над ними надо постоянно и упорно работать.

 

Проект пешеходного моста на вокзале Самара - одна из разработок института- А какие новые материалы и оборудование вы применяете при реализации проектов?

– В последних проектах, выполненных нашим институтом, мы применяем современные отделочные и энергоэффективные материалы, светодиодные светильники для наружного и внутреннего освещения, подъемочные устройства на пешеходных мостах для инвалидов, новые информационные системы для оповещения пассажиров на вокзалах, цифровые системы ДЦ, МПЦ. В отделке зданий – энергосберегающие сендвич-панели, керамогранит и многое другое.

 

При применении новых материалов и оборудования мы ориентируемся на заказчика, его требования и возможности. Например, для заказов ОАО «РЖД» используются в основном отечественное оборудование и материалы. Они дешевле импортных, и не всегда уступают зарубежным аналогам в функциональности и качестве. В любом случае, на стадии проектирования технические службы дороги должны активно взаимодействовать с проектировщиками при выборе материалов и оборудования, чтобы не приходилось постоянно переделывать уже выполненную проектную документацию под новые требования.

 

- Какова роль проектных институтов в реализации инновационной политики ОАО «РЖД»?

– В целях реализации Стратегии развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года и повышения эффективности проектно-изыскательских работ в ОАО «Росжелдорпроект» создан Центр инновационных технологий, который распоряжением президента ОАО «РЖД» от 15.07.2009 определен головной организацией по внедрению новой технологии инженерных изысканий.

 

Смысл внедрения инновационных методов инженерных изысканий и мониторинга инфраструктуры сводится к следующему. Перед проведением изысканий, измерительным передвижным комплексом проводится георадарная съемка участка ремонта с предварительным выявлением мест, где требуется уточнение полученных данных традиционными методами изысканий (невидимые разрушения, прогрессирующие изменения в теле земляного полотна, существенные отступления в габаритах балластной призмы и габаритах приближения).

 

После прохода измерительного комплекса создается цифровая модель геометрических параметров пути, земляного полотна с георадарной съемкой.

 

Эти данные будут использоваться в дальнейшем без дополнительной трудоемкой ручной съемки и обработки материалов изысканий в разработке проектно-сметной документации, сохраняться в базах данных, использоваться для мониторинга отступлений от проектного содержания (при проведении капитального ремонта) и автоматизированной выправки пути современными путевыми ремонтными комплексами.

 

Еще один эффект от использования цифровых технологий заключается в возможности создания единой многоуровневой цифровой базы данных по инфраструктуре дороги (СЦБ, связь, энергетика, и т.д.), поддерживаемой проектными организациями, которая при соответствующей обработке может использоваться техотделами служб и подразделений дороги для ведения технической документации.

- Ваш институт готов участвовать в этой работе?

– В настоящее время Центр инновационных технологий ОАО «Росжелдорпроект» проводит НИОКР по созданию цифровой модели пути. После завершения этой работы будет выбран полигон для отработки технологии с помощью передвижных измерительных комплексов и проведения ремонтных работ с использованием цифровой модели пути. Думаю, что деятельность НПЦ «Инфотранс», много лет занимающегося вопросами мониторинга инфраструктуры с помощью подвижных средств и систем спутниковой навигации, вполне могла бы повлиять на выбор полигона для проведения опытной эксплуатации новой технологии изысканий, проектирования и ремонта пути.

Никита Демидов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30