21 апреля 2021 04:46

21 апреля 2021 04:46

Раритет из стали от нашей магистрали

На станции Леонидовка обнаружены старинные рельсы выпуска 1858 года.
Со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что рельсы были положены при строительстве Сызрано-Вяземской дороги, которая проходила по этой территории.
По словам директора музея Пензенского региона дороги Александра Сачкова, найденные рельсы использовались в течение нескольких десятилетий – с самого момента открытия магистрали в 1874 году.

На станции Леонидовка обнаружены старинные рельсы выпуска 1858 года.

 

Со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что рельсы были положены при строительстве Сызрано-Вяземской дороги, которая проходила по этой территории.

По словам директора музея Пензенского региона дороги Александра Сачкова, найденные рельсы использовались в течение нескольких десятилетий – с самого момента открытия магистрали в 1874 году. Головка рельса полностью сработана, при этом невооруженным глазом видно высокое качество стали, из которой произведены эти железнодорожные балки.

 

Увидеть железнодорожный раритет стало возможным благодаря неравнодушному отношению начальника станции Леонидовка Александра Семина, который не только первым отметил древность обнаруженной находки, но и сообщил об этом специалистам по истории железных дорог.

 

Сам Александр Семин из семьи потомственных железнодорожников. Его отец трудился начальником сортировочной горки на станции Пенза-3, мать – приемосдатчиком на станции Пенза-4.

 

Александр с отличием окончил Пензенский техникум железнодорожного транспорта, а затем заочно Российский государственный открытый технический университет путей сообщения. За 10 лет работы прошел путь от приемщика поездов на станции Пенза-3 до экономиста- технолога в отделе перевозок Пензенского отделения дороги.

Начальником станции Леонидовка Семин трудится второй год.

 

– Согласно приказу руководства отделения, на нашей станции требовалось снести старинные пакгаузы, - рассказывает Александр Петрович. – Они находились примерно в ста метрах от здания вокзала и вплоть до 80-х годов прошлого века использовались для хранения угля.

 

altВ настоящее время склады стали не нужны, они медленно разрушались, их состояние стало вызывать опасения в плане противопожарной безопасности, поэтому и последовал приказ их снести.

 

Во время демонтажных работ я обратил внимание, что по периметру фундамента одного из пакгаузов очевидно для укрепления были проложены старые рельсы.

При их детальном осмотре я прочел надпись производителя – Демидов и год выпуска –1858-й. Подумал, что это будет интересным для нашего железнодорожного музея, ведь столь древняя находка должна быть обязательно сохранена для всех, кому не безразлична наша магистраль.

 

На прошлой неделе по просьбе директора музея Александра Сачкова работники Пензенской дистанции пути, обслуживающей перегон Селикса – Леонидовка, вытащили рельсы из фундамента и разрезали их на несколько частей. Каждая из них теперь займет свое место в железнодорожных музеях Пензенского региона дороги и, возможно, в музеях других регионов – ведь находка представляет немалый интерес для специалистов.

 

– Я побывал в десятках железнодорожных музеев на территории нашей страны, - признался обрадованный Александр Сачков. – Старинные рельсы там довольно нередкий экспонат, но нигде я не видел демидовских рельсов столь старого года выпуска. Так что находка – это, несомненно, большая удача!

 

Отметим, что металлургический завод Демидова в Нижнем Тагиле выпускал очень качественную продукцию – в XIX веке даже крыша Вестминстерского аббатства в Лондоне была крыта стальным листом от знаменитого русского промышленника. А сегодня демидовские рельсы выставлены на антикварных интернет-аукционах. К примеру, торги на изделие 1886 года выпуска начинаются с 500 долларов. Более древние рельсы могут быть проданы на порядок дороже.

 

Кстати, полтора века назад для строительства железных дорог в России закупали и рельсы, произведенные в Британии. Старожилы станции Леонидовка утверждают, что много лет назад видели такие рельсы, уложенные на путях близ станции. Часть из них позже была использована в качестве опор при возведении старинных пакгаузов.

Теперь дело за малым – найти «англичан» и транспортировать в музей Пензенского региона дороги.

Валерий Еркин, фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30