22 апреля 2021 06:33

22 апреля 2021 06:33

Параллельный мир искусства

считает художник Пензенского региона дороги Игорь Зейналов.
Игорь Гамлетович – известный российский скульптор. Уже 12 лет он отливает миниатюры из бронзы, которые расходятся на ура по городам и весям России и зарубежья. Его работы есть не только в музеях и частных коллекциях бизнесменов, но и у фигур политических – дочери Ельцина Татьяны Дьяченко, сенатора от Пензенской области и фармацевтического магната Бориса Шпигеля, бывшего премьер-министра РФ Виктора Черномырдина, главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина.

считает художник Пензенского региона дороги Игорь Зейналов.

 

Игорь Гамлетович – известный российский скульптор. Уже 12 лет он отливает миниатюры из бронзы, которые расходятся на ура по городам и весям России и зарубежья. Его работы есть не только в музеях и частных коллекциях бизнесменов, но и у фигур политических – дочери Ельцина Татьяны Дьяченко, сенатора от Пензенской области и фармацевтического магната Бориса Шпигеля, бывшего премьер-министра РФ Виктора Черномырдина, главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина.

 

Некоторые творения мастера стали широко известны. Несколько лет назад десятки российских и зарубежных СМИ сообщили о миниатюре «Чубайс на электрическом стуле». Зейналов откомментировал свою работу с присущим ему остроумием: «Это моя творческая месть за высокие тарифы». Знатоки считают, что стиль скульптора-миниатюриста из Пензы не спутаешь ни с кем – его работам присущи яркие детали и гротеск.

 

Самое интересное, что при всей своей раскрученности как художника, Игорь Гамлетович продолжает работать на железной дороге и изменять ей ну совсем не собирается.

– Мой трудовой стаж на магистрали 27 лет, - рассказывает он. – Руководство Пензенского отделения дороги создало мне прекрасные условия для работы, выделило помещение под мастерскую, решило со временем жилищный вопрос и тем самым дало мне возможность погрузиться в удивительную атмосферу железной дороги.

 

Чубайс на электрическом стуле- Чем железнодорожники отличаются от обычных людей?

– «Железка» – это, по-моему, совершенно самодостаточный, какой-то параллельный мир, со всеми сопутствующими ему механизмами деятельности, и, на взгляд стороннего человека, фантастическими моментами. И люди на стальной магистрали работают совершенно специфические, с особыми мерками. Вообще, эта сфера жизни общества окутана неким романтическим флером, как авиация или мореплавание. Машинист – это тот же летчик, только он летает по рельсам.

 

Естественно, за долгие годы «беспорочной» службы на «железке» я не мог пройти мимо железнодорожной темы в своем творчестве. Набралось немало бронзовых миниатюр – пожалуй, уже целая серия работ.

 

0- Что служит источником вдохновения для ее создания?

– Как и всегда, неординарные люди, личности с уникальным набором знаний – их на магистрали всегда хватает. Вот миниатюра «Поймал!», где я изобразил на рыбалке начальника Пензенского отделения (2004-2009 г.г.) Антонова. При всем при том Алексей Степанович не только заядлый рыбак, он – натура многогранная и деятельная, тонкий психолог, знаток военной истории, и в своей профессии безусловный ас.

 

Есть работа, посвященная 130-летию Куйбышевской дороги. На ней один из самых мною любимых персонажей – тогдашний начальник дороги Вячеслав Григорьевич Лемешко. Я увидел в нем типаж римского патриция с чеканным профилем. Харизматичнейший лидер, крупная масштабная личность!

 

0Его я изобразил и в миниатюре «Укротитель железных коней». Здесь я также решал задачу запечатлеть любимый мной американский паровоз эпохи покорения Дикого Запада: огромная труба, множество колес, рычагов и поршней, широкая лопата сбрасывателя бизонов впереди. Представляете, какие огромные стада диких бычков ходили по прериям, если к паровозам крепили специальные «кенгурятники» для расчистки рельсов от павших животных?

 

Я с удовольствием соединяю с бронзой детали из чугуна, стали и других материалов. Однажды нашел старый костыль для крепления рельсов к шпалам. Он стал катализатором создания работы с символичным названием «Забьем на все!», где по рельсам несется слегка очумелый путеец, как винтовку держащий наперевес найденный мною костыль. Интересна история создания миниатюры «Виноватый стрелочник». Как всякий пытливый натуралист, перед тем как начать работу, я пошел на переезд, зарисовал, слепил, потом отлил стрелочку в металле. Позже выяснилось, что стрелка эта тупиковая. И миниатюра сразу получила свой философский подтекст – тупиковая стрелка и виноватый стрелочник.

 

0- Есть ли любимая железнодорожная миниатюра?

– «Самой-самой» нет, но одна из дорогих моему сердцу называется «Сухопутный пароход». Почему-то паровозик Черепанова будит во мне ностальгию по паровым стальным коням. Одна пароходная труба чего стоит! Как-то само собой получилось, что машинист приобрел портретные черты Геннадия Матвеевича Фадеева, бывшего тогда министром МПС. Он несет на руках охапку поленьев, намекая строгим взглядом: «Поперек батьки в пекло не лезь!» Рядом к ноге хозяина прижался Тузик, олицетворяя верность железнодорожным традициям.

 

- Вы счастливый человек?

– Счастье – это состояние, испытывать которое постоянно невозможно. Но по большому счету, у меня есть ощущение, что в жизни я вытянул лотерейный билетик. Что дает мне совершенно фантастическую возможность делать любимое дело, оно поглощает меня целиком и позволяет свои творческие усилия в короткий срок превращать в материальные вещицы.

 

- И есть осознание, что создаешь нечто уникальное, чего не существовало в этом мире ранее…

 

– Конечно. Счастье художника в том, чтобы суметь выразить свою индивидуальность. Кстати, решать при этом финансовые вопросы не так и сложно. Нужно просто работать. Не открою Америки, если скажу, что творческий человек всегда слегка продажен. Можно бить себя в грудь и утверждать, что, мол, я работаю «в стол» принципиально, потомки оценят. Но это будет неправда – каждый хочет известности и вправе жить достойно в материальном плане. Но по 0вторю, это не освобождает художника от задачи делать свое дело грамотно и хорошо, не опускаясь до халтуры.

 

Наша справка

Игорь Зейналов родился в Пензе 51 год назад. Окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого. Все два года службы в армии занимался графическим дизайном на печатной фабрике ГОСЗНАК. Член Союза художников России, лауреат Всероссийских конкурсов в жанре плаката и скульптуры, дипломант выставки «Петербургский ювелир», посвященной 150-летию со дня рождения Карла Фаберже.

 

Его военно-исторические миниатюры публиковались в ряде российских и зарубежных журналов. С 1995 года работает в жанре малой скульптурной пластики. Графические листы И. Г. Зейналова находятся в собрании Военно-исторического музея Брюсселя, в галереях Великобритании. Скульптура экспонируется в арт галереях Москвы и Петербурга, в Музее реконструкции Москвы, подарочном фонде Госдумы РФ, в Российском Ювелирном Доме, в галерее «Атриум» г. Карловы Вары в Чехии и в частных собраниях России и зарубежья.

Валерий Еркин, фото из альбома Игоря Зейналова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30