12 апреля 2021 22:48

12 апреля 2021 22:48

В ногу со временем

50 лет назад была создана Пензенская дистанция электроснабжения.
Это поистине передовое предприятие Пензенского региона дороги. Одно перечисление ее регалий может занять несколько страниц.
Вот лишь несколько фактов. За полвека деятельности более двух десятков работников ЭЧ-1 награждены орденами и медалями за доблестный и самоотверженный труд, 11 являются обладателями знака «Почетный железнодорожник». Дистанция неоднократно становилась победительницей дорожных и сетевых соревнований.

50 лет назад была создана Пензенская дистанция электроснабжения.

 

Здание Пензенской дистанции электроснабженияЭто поистине передовое предприятие Пензенского региона дороги. Одно перечисление ее регалий может занять несколько страниц.

 

Вот лишь несколько фактов. За полвека деятельности более двух десятков работников ЭЧ-1 награждены орденами и медалями за доблестный и самоотверженный труд, 11 являются обладателями знака «Почетный железнодорожник». Дистанция неоднократно становилась победительницей дорожных и сетевых соревнований. К примеру, в 1998 году предприятие признавалось лучшим в отраслевом соревновании в первом, втором и третьем кварталах. Из последних достижений – дистанция победила в дорожных соревнованиях за четвертый квартал 2009-го и первый квартал 2010-го года.

 

Этапы большого пути

Началась славная история предприятия 1 сентября 1960 года, когда решением руководства дороги была реорганизована прежняя структура – Пензенское электросиловое хозяйство, входившее в состав локомотивного хозяйства Пензенского отделения.

 

Первым начальником ЭЧ-1 был назначен опытный профессионал Сергей Рябов. В составе дистанции были образованы четыре района электроснабжения – Моршанский, Пачелмский, Пензенский и Кузнецкий. Основными потребителями электроэнергии в то время были паровозные и вагонные депо и склады топлива, водокачки, вокзалы, помещения станций и высоковольтные линии автоблокировки.

 

Трансформатор - ровесник дистанции, ему полвека.Научно-технический прогресс шагал по сети быстрыми темпами, и два года спустя, в рамках модернизации, от Пензы до Ряжска было закончено обустройство участка диспетчерской централизации длиной 394 километра – все станции, казармы и линейно-путевые здания, водокачки и переезды стали электрифицированы. А в середине 1960 года началась масштабная электрификация участка Сызрань – Пенза на постоянном токе и участка Пенза – Ртищево на переменном токе.

О том времени рассказывает Давид Ашкинадзе, который руководил ЭЧ-1 четверть века, начиная с 1965 года. Сейчас Давиду Григорьевичу 76 лет, он – Почетный железнодорожник и личность для ЭЧ-1 просто легендарная.

 

Начальник подстанции Кривозеровка Иван Коржавин– Коллектив нашей дистанции размещался в здании постройки 1914 года, где ранее находилась электростанция. Здание и сейчас после реставрации принадлежит ЭЧ-1, там базируются склады, мастерская по деревообработке, сварочный цех и гаражи, - рассказывает Давид Григорьевич.

 

В коллективе трудилось много отличных работников: Евгений Нефедов, который бок о бок с Ашкинадзе работал главным инженером, и потом в течение семи лет возглавлял дистанцию. Замечательные профессионалы - Александр Агафонцев и Иван Рогашев, а также Геннадий Коньков, Алексей Калагин, Виктор Толбин и другие.

Тогда, в середине 60-х, работникам дистанции предстояло решать масштабные задачи, выполнить огромный объем работ по электрификации. Впервые на Куйбышевской магистрали нами была применена бесконтактная система телеуправления ЭСТ-62 этим сложным хозяйством.

 

Отмечу, что с электрификацией участков Пенза – Сызрань и Пенза–Рузаевка сельское хозяйство и промышленность всего региона получили надежное электроснабжение от тяговых подстанций. Можно сказать, что это была настоящая революция и для всего Пензенского отделения.

 

- В памяти отложилось еще одно важное достижение коллектива ЭЧ-1. Мы создали не имеющую аналогов на дороге станцию стыкования двух родов тока – постоянного и переменного. Это позволило увеличить грузопоток на границе Приволжской и Куйбышевской магистралей, - поделился воспоминаниями Ашкинадзе. – Запомнилось, как этому предшествовали дебаты – смогут ли пензенцы, ведь работа рискованная, экспериментальная. Мы с поставленной задачей справились.

 

Николай АгеевТогдашний начальник Куйбышевской магистрали Дмитрий Сугак, прибыв в Пензу летом 1966-го на открытие станции стыкования, назвал его выдающимся достижением в масштабе всей сети.

 

Модернизация – девиз развития

Постоянные технические инновации для ЭЧ-1 всегда были делом привычным, без них просто нельзя представить себе развитие предприятия.

 

На контактной сети планомерно проводились работы по замене электрических болтовых соединений на сварочные – сначала с помощью микровзрывов, а потом стали изготавливать детали из особого медно-алюминиевого сплава. Эти детали вставляли вместо болтовых соединений.

 

Давид Ашкинадзе у пункта группировки станции Пенза-1Отметим, что все работы по модернизации проводились строго по плану, утвержденному руководством дороги. И в настоящее время эта система целенаправленной работы действует с успехом. Вот, к примеру, тяговая подстанция Кривозеровка, где как раз стыкуются два рода тока. В 2006-ом ее здание было капитально отремонтировано, в 2007-м начались масштабные работы по реконструкции оборудования.

 

– Мой трудовой стаж – 37 лет, и я горжусь тем, что работаю на таком уникальном объекте, - говорит начальник подстанции Иван Коржавин. – Вместе со мной трудятся семь человек. Мощность подстанции на переменном токе создают два силовых трансформатора по 31,5 МВА (мегавольтампер). Для пропуска локомотивов на постоянном токе мы работаем пока как пост секционирования, но до конца года реконструкция должна быть закончена и тяговая подстанция будет функционировать по нормальной схеме.

Продолжаются работы и по модернизации станции Пенза-3. К примеру, в прошлом году сотрудники ЭЧ-1 смонтировали новую подстанцию, два трансформатора которой обеспечивают электроснабжение поста ЭЦ, локомотивного и вагонного депо, а также световых мачт – их поэтапная установка на станции ведется в течение последних полутора лет.

 

– Я работаю в ЭЧ-1 уже 23-й год, - говорит электромонтер Николай Агеев. – Могу констатировать, что у нас всегда интересно, всегда есть возможность внедрить что-то новое и полезное для магистрали.

 

И в этом, он, пожалуй, прав.

Валерий Еркин, фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30