11 апреля 2021 17:49

11 апреля 2021 17:49

Пригородные перевозки – социально значимый бизнес

СППК привлечет пассажира эффективными результатами своей работы.
В течение последних нескольких лет пригородный железнодорожный комплекс остается в зоне острой критики. В этой ситуации пригородникам приходится непросто – необходимо снижать уровень убыточности хозяйства, поддерживать достойное качество сервиса для своих пассажиров и вкладывать немалые средства в ремонт морально устаревшего подвижного состава.
1 сентября в жизни пригородного пассажирского комплекса начался новый период.

СППК привлечет пассажира эффективными результатами своей работы.

 

Фото: Сергея АлексееваВ течение последних нескольких лет пригородный железнодорожный комплекс остается в зоне острой критики. В этой ситуации пригородникам приходится непросто – необходимо снижать уровень убыточности хозяйства, поддерживать достойное качество сервиса для своих пассажиров и вкладывать немалые средства в ремонт морально устаревшего подвижного состава.

 

1 сентября в жизни пригородного пассажирского комплекса начался новый период. Решить проблему отрицательной рентабельности этого вида бизнеса призвана начавшая свою хозяйственную деятельность ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания».

 

О том, какие шаги предпринимаются для стабилизации положения в пригородном хозяйстве, и на каких принципах будет строиться этот социально значимый бизнес, мы побеседовали с генеральным директором ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» Евгением Силантьевым.

 

- Евгений Вячеславович, какие стратегические планы ставятся перед ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания»?

– Создание пригородной компании началось на фоне продолжающегося реформирования ОАО «РЖД», когда хозяйства стали выделяться в отдельные бизнес-единицы. В соответствии с этой структурной реформой с 2011 года функции организатора пригородных пассажирских перевозок переходят субъекту РФ. К тому же ОАО «РЖД» с 2011 года уходит от системы перекрестного субсидирования пригородных железнодорожных перевозок из общего финансового результата компании. Все это послужило основным толчком для создания пригородных пассажирских компаний, в частности, ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания».

 

По заказу Минтранса Самарской области был разработан бизнес-план, который прошел актуализацию и согласование во всех структурных подразделениях ОАО «РЖД». Принятый план предусматривает поэтапное становление СППК.

 

Первый этап – начало перевозочной деятельности компании в качестве агента по договору с Куйбышевской железной дорогой. Все это подразумевает организацию работы стационарных билетных касс на полигоне Самарского региона дороги, разъездных билетных кассиров и перронного контроля. Такая деятельность каррелируется с разработанным бизнес-планом и, соответственно, с нашим планом работы.

 

Недавно вместе с представителями ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» мы встречались с вице-президентом ОАО «РЖД» Сергеем Николаевичем Епифанцевым, который поставил очень четкую задачу – получить до конца года федеральную лицензию на право осуществления перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, то есть перейти уже ко второму этапу работы.

 

Для этого нам необходимо подготовить документы и получить федеральную лицензию на осуществление пригородных железнодорожных перевозок. С этого момента компания возьмет в аренду подвижной состав и заключит все необходимые договоры.

 

Нам очень повезло с кураторами нашей компании. Председателем Совета директоров ОАО «СППК» является начальник Куйбышевской железной дороги Сергей Алексеевич Кобзев, заместителем председателя Совета директоров ОАО «СППК» – министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерий Николаевич Матвеев. Для СППК это, с одной стороны, поддержка Куйбышевской магистрали, с другой – решение административных вопросов со стороны региональных властей.

 

- Свою первоочередную задачу вы обозначили так – сделать СППК как можно ближе к пассажирам. Подразумевается ли под этим появление спектра дополнительных услуг?

– Действительно, быть ближе к пассажиру – это тот лозунг, под которым СППК начинает свою работу. Это подразумевает не только формирование удобного графика движения, создание комфортных условий, чистоту и безопасность в подвижном составе, но и дальнейшее развитие сервисных услуг.

 

В этом направлении перед нами открывается практически безграничное поле для деятельности. Согласитесь, пассажиру было бы гораздо удобнее, если бы в вагонах стояли платежные терминалы, велась цивилизованная продажа печатной продукции. И при этом, к примеру, на работу он приезжал бы не за час, а за 30 минут, сидел в удобном кресле, а не теснился бы в тамбуре.

 

Для того, чтобы максимально учесть пожелания наших пассажиров, мы планируем наладить прямую связь «пассажир – компания» в новом формате.

 

Сейчас получить информацию от пассажиров помогает работающий круглосуточно телефон доверия, на который в большом количестве поступают жалобы и предложения.

Однако для себя мы решили взять на заметку опыт сотовых операторов, которые для продвижения своих услуг расставляют по городу стойки, где представитель компании предоставляет потребителям более полную информацию о том или ином виде сервиса. На пассажирообразующих станциях аналогичную двустороннюю маркетинговую связь с нашими пассажирами мы попробуем наладить уже в ближайшее время.

 

- Как будет решаться проблема «зайцев»?

– В настоящий момент проблему борьбы с безбилетниками планируется решать уже на федеральном уровне, поэтому вполне возможно, что отмененные когда-то штрафные санкции появятся вновь. Никакой обиды на СППК за агрессивную политику, которую мы начинаем проводить в борьбе с «зайцами», у пассажиров быть не должно. Нам бы хотелось донести до пассажиров простую мысль, что нельзя получить комфорт и качество не заплатив за него.

 

Что касается непосред- ственно полигона обслуживания СППК, то, к примеру, на Абдулинском направлении есть населенные пункты, где в «час пик» доля безбилетников доходит до 95 процентов. Это неприемлемо.

 

При поддержке областного Минтранса мы собираемся обратиться к губернатору Самарской области и провести разъяснительную работу с главами местных администраций. В крайнем случае, СППК будет инициировать отмену тарифной остановки на той или иной станции, потому что 95 процентов безбилетников – это гигантское количество людей, повлиять на которых никакой заслон и перронные контролеры зачастую не могут.

 

Наша цель – не получить сверхприбыль, нет. Мы ставим перед собой задачи по сохранению и дальнейшему развитию пригородных железнодорожных перевозок. И один из ключевых способов достигнуть этого – найти эффективный метод борьбы с убыточностью, в том числе и за счет пресечения безбилетного проезда.

 

- В прошлом году, когда шла проработка бизнес-плана СППК, вы говорили, что на развитие пригородного комплекса может повлиять привлечение дополнительных вложений.

 

Чем пригород может сейчас заинтересовать потенциальных инвесторов?

– Думаю, что говорить о существенных инвестициях от сторонних организаций пока рано, поскольку нет стратегии выхода на открытый рынок.

 

Однако участие бизнеса вполне можно будет в дальнейшем проработать, ведь открываются перспективы для развития сегмента рекламы. А это уже можно будет считать началом бизнеса на принципах государственно-частного партнерства.

 

- На Куйбышевской магистрали долгое время функционируют Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении и Самаратранспригород. На каких принципах будет строиться взаимодействие СППК с этими структурами?

– С 1 октября Самаратранспригород прекратит свое существование, поскольку все специалисты приняты в штат СППК. Что касается Дорожной дирекции, то она будет продолжать организацию пригородных пассажирских перевозок в тех регионах, где не созданы пригородные компании, а также оказывать помощь и координировать деятельность уже созданных пригородных компаний.

 

- В сфере пригородных пассажирских перевозок основным соперником РЖД остается автомобильный транспорт. При помощи каких механизмов СППК будет отстаивать интересы железнодорожного транспорта в этой конкурентной борьбе?

– Мы не будем вступать в борьбу. Уверен, что ситуацию «разрулит» рынок. Я разделяю мнение членов Совета директоров ОАО «СППК», что привлечь пассажира можно только эффективными результатами своей работы.

 

С представителями автотранспортных компаний нужно не соперничать, а дружить, состыковывая движение по отдельным маршрутам. Такие механизмы позволят усовершенствовать логистику, снизить расходы (не будет необходимости возить «воздух») и учесть при этом интересы всех сторон – и перевозчика, и пассажира.

Юлия Ежова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30